К началу 20-го века в российском флоте,основным потенциальным противником которого считался флот Британской империи,сформировалось понимание эффективности постройки боевых кораблей однотипными сериями.Так строили британцы,так начали строить и русские.Однородные эскадры броненосцев легче снабжались,управлялись в бою,для них проще,дешевле и быстрее было готовить экипажи и обучать офицерский состав. Постройка таких кораблей шла быстрее, время и деньги экономились на разработке чертежей и заготовке деталей.
Самая большая серия линейных кораблей российского флота появилась на свет в начале 20 века. Иногда к ней относят сразу 6 кораблей-от "Цесаревича" до "Славы". Более консервативный и распространенный вариант выделяет 5 броненосцев типа "Бородино",которые были созданы на основе проекта "Цесаревича". 4 из них ( «Князь Суворов», «Бородино», «Орел» и «Александр III») были потеряны во время Цусимского сражения,пятый стал одним из героев мировой войны. Кораблям Тихоокеанских эскадр мы уделим пару месяцев чуть позже,сегодня нас интересует "Слава",единственный из пяти броненосцев типа "Бородино",не успевший к Цусиме.
Строителем корабля стал опытный корабельный инженер К.Я. Аверин, до этого бывший также строителем "Князя Суворова" . Наряд на постройку броненосца №8 (будущая «Слава») был выдан ГУКиС Балтийскому судостроительному и механическому заводу 18 января 1900 года. Стоимость броненосца определялась в 13 840 804 рублей,хотя в процессе работы затраты были превышены. В списки флота под названием «Слава» балтийский «броненосец № 8» был зачислен 21 апреля 1901 г.
Заготовка набора, переборок, листов обшивки и т.п. производилась при постройке «Князя Суворова» в двойном экземпляре, так что со спуском последнего на воду Балтийский завод немедленно приступил к установке на стапеле уже готовых конструкций корпуса, не тратя времени на их изготовление. После «Император Александр III» и «Князь Суворов» «Слава» был третьим кораблем серии , строящимся по тем же самым планам,на том же заводе, поэтому все работы производились без задержки по детальным чертежам, разработанным во время строительства обоих предшественников.
Заказан корабль был по объединенной программе на 1898-1905 гг,он стал пятым в серии эскадренных броненосцев типа “Бородино”, которые являлись дальнейшим развитием проекта эскадренного броненосца “Цесаревич”. Отличался от прототипа тем, что нижняя броневая палуба соединялась с нижней кромкой броневого пояса с помощью скоса, к которому крепилась продольная броневая переборка. Кроме того, центральные (бортовые) батареи из 12 75-мм орудий имели иную конструкцию броневой защиты. Образовавшиеся срезы борта в средней части корпуса продлили для свободного прохода на ют и защитили 51-мм броневой палубой. Толщина главного броневого пояса была уменьшена до 194 мм. Боевые динамомашины разместили в машинных отделениях (по 2 в каждом).
16 августа 1903 г. на Балтийском заводе в присутствии императора Николая II состоялся спуск на воду эскадренного броненосца «Слава». 31 мая 1905 г. броненосец впервые вышел в море и приступил к испытаниям. Испытания и устранение недостатков заняли почти год.
27 июня 1906 г. МТК своим журналом по механической части № 17 положил сообщить ГУКиС, что, рассмотрев все «документы по исполнению механизмов броненосца «Слава» и принимая во внимание, что обе главные машины развили в общей сложности на 577 индикаторных сил больше, чем обусловлено спецификацией, при меньшем расходе угля,МТК нашёл возможным признать обязательства Балтийского завода по условиям спецификации выполненными в техническом отношении. » На основании этого документа ГУКиС произвёл заводу последний платёж за линкор, который составил большую часть заработанный предприятием за весь 1906 г. суммы.
27 сентября (10 октября )1907 года вместе со всеми эскадренными броненосцами переклассифицирован в линейный корабль.
В 1909 году корабельный инженер В.П. Костенко составил проект модернизации "Славы" с заменой 75-мм и 152-мм орудий на 8 120-мм и 8 203-мм (4 башни, в том числе 2 в диаметральной плоскости).Но проект не был воплощен в жизнь.
"Слава" Балтийский завод. Строительство начато 1 ноября 1902 года. Спущен на воду 16(29) августа 1903 года. Введён в эксплуатацию 12 июня 1905 года. Строительство завершено в октябре 1905 Гибель 4 октября 1917. Выведен из состава флота 29 мая 1918 года.Затоплен и взорван после Моонзундского сражения, разобран на лом в 1930-х.
Водоизмещение 14 646 тонн;полное — 15 520 тонн. Длина 121,1 м. Ширина 23,2 м. Осадка 8,9 м
Бронирование-крупповская броня;
пояс — 102-145…194 мм;
нижняя броневая палуба от 25 до 43 мм, главная палуба от 32 до 51 мм
башня ГК — 63-254 мм; башни среднего калибра - 127 мм
барбеты — 178…229 мм(102-254 мм );
рубка — 51-203 мм.
казематы противоминной (75 мм) артиллерии - 76 мм, противоторпедная защита - 43 мм
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения Балтийского завода, 20 водотрубных котлов Бельвиля,15 800 л. с.,максимальная 16365 л.с . Движитель 2 винта. Скорость хода 17.64 узла . Дальность плавания 2590 морских миль ходом 10 узлов. Экипаж 867 офицеров и матросов
Вооружение- 2 × 2 — 305 мм /40 ;6 × 2 — 152 мм /45 ;20 × 76,2 мм /50 ;
4 × 47 мм скорострельные пушки Гочкиса , 8 пулеметов, 2 - 64 мм пушки Барановского(десантных) ; Минно-торпедное вооружение- 4 × 457 -мм торпедных аппарата
В ходе достройки на броненосце сняли боевые марсы, почти все 47-мм пушки(по проекту их было 20), а позади 75-мм орудий в центральной батарее устроили продольные переборки "для увеличения боевой непотопляемости". С 17 июля по 4 августа 1914 г. были сняты все 12 орудий центральной батареи и оставлено по 4 75-мм орудия в носовом и кормовом казематах.
С января 1915 г. с канлодки "Гиляк" поступил 40-мм зенитный автомат «Виккерс». В течение января 1916 г. были установлены два 75-мм/50 «перевёрнутых» зенитных орудия ОСЗ. Взамен них с корабля были сняты и отправлены в Ревель два 75-мм орудия из кормового каземата . В начале апреля 1916 г. на линкор доставили третье 75-мм/50 орудие с углом вертикальной наводки 70°. Его установили на носовом мостике по левому борту.
В 1916 году броненосец прошёл ремонт и модернизацию. С 3 по 16 ноября силами 40 мастеровых Путиловского завода и артиллеристов корабля на линкоре были заменены все 305-мм орудия.Был снят один ярус кормовой надстройки, увеличены секторы обстрела 152-мм башен. Угол возвышения стволов у орудий главного калибра был доведён до 25 градусов (вместо 15°), что увеличило дальность огня до 115 кабельтовых. На крышах башен главного калибра установили 76,2-мм зенитные пушки.
Конструкция "Славы"была идентичной другим броненосцам типа "Бородино". Двойное дно простиралось от 13 до 87 шпангоута. Всего в корпусе имелось 167 водонепроницаемых отделений.Серия отличалась высоким фальшбортом спардека -до 2,3 м. В просторных объёмах фальшборта хранились установленные там ступенями в три ряда, свёрнутые матросские койки.
Главные механизмы были идентичны остальным броненосцам серии . Два четырёхцилиндровых агрегата тройного расширения по 7900 л.с. ,два четырёхлопастных винта , 20 котлов Бельвиля. Суммарная мощность машин по спецификации (15 800 л.с.) была существенно превышена на пробе, когда корабль развил 16 377 л.с. , что позволило броненосцу иметь ход в 17,64 узла . Дальность плавания 10-узловым ходом составляла 2760 миль, 12-узловым — 2410 миль.
Бронирование серии,ведущей происхождение от "Цесаревича" , производилось по французской системе. Полный броневой пояс имел толщину 194 мм (против 250 на у "француза") ,но крупповской,а не гарвеевской брони,по ватерлинии в средней части корпуса и 145 мм в оконечностях из плит высотой 2 м. Верхний пояс состоял из плит толщиной 152 мм и 102 мм высотой 1,67 м.
Казематы 75-мм орудий (центральный, носовой и кормовой) бронировались с бортов и по траверзам крупповскими нецементированными плитами толщиной 76 мм. Броня башен 305-мм орудий — 254 мм ( подачных труб — 229 мм), башен 152-мм орудий— 152 мм (подачных труб —152 мм) боевой рубки и трубы под ней — 203 мм. Крыши рубок и башен имели толщину брони 50,8 мм.
Продольная броневая переборка имела толщину 40 мм, батарейная палуба прикрывалась броней толщиной 65 и 47 мм. Самым главным отличием от «Цесаревича» стало введение броневого скоса нижней палубы к нижней кромке бортовой брони .
Вес всей брони составлял 4535 т, или 33,5% от нормального проектного водоизмещения в 13 516 т.
Экипаж по штату 1904 г. состоял из 744 человек команды и 28 офицеров и классных чинов (врачей и священника). Офицерские каюты находились по бортам на верхней палубе в корму от средних 6″ башен, а также сразу за второй дымовой трубой с освещением через палубные иллюминаторы в палубе полубака. В корму от бортовых кают располагались помещения командира, адмирала и его флаг-офицеров. В самой корме надстройки находился просторный (около 65 м²) салон адмирала. На средней палубе офицерские каюты простирались в корму от батареи 75-мм артиллерии.
По предвоенной табели комплектации «Славы» её экипаж состоял уже из 27 штаб- и обер-офицеров, 21 кондуктора и 829 нижних чинов (унтер-офицеров и рядовых).
Главный калибр линкора был представлен четырьмя 12-дюймовыми (305 мм)длиной ствола в 40 калибров орудиями в двухорудийных башнях, размещённых в диаметральной плоскости корабля. Основным недостатком 12" установок на первых порах продолжала оставаться медленность заряжания. В 1907 году, когда установки «Славы» были всесторонне освоены экипажем было отмечено, что цикл заряжания 12" орудий корабля составляет 90 с — втрое больше, чем на британском «Эдуарде VII» (30 с) и ещё более, чем на французском «Републик» (26 c). Эта медлительность имела причиной конструкцию затвора,ручное открытие-закрытие которого требовало 27 полных оборотов тяжёлым рычагом. Сказывались и необходимость придания орудию для открывания затвора нулевого угла возвышения, затем перемещение орудия в угол заряжания (7°), снова приведение в угол закрытия затвора (0°) и уже потом наводку.
В итоге максимальная скорострельность орудий составляла порядка 1 выстрела в минуту, а после модернизации системы подачи боеприпасов в 1914 году она возросла до 1 выстрела в 40 секунд.
Для стрельбы первоначально использовались легкие бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды обр. 1907 г. массой 331,7 кгс баллистическими наконечниками и начальной скоростью 792,5 м/с. Дальность ведения огня на наибольшем угле возвышения 15° составляла 80 кб. Бронебойные снаряды имели хорошую баллистику и большую дальность прямого выстрела, но при этом уступали более тяжелым снарядам аналогичного калибра западных стран в бронепробиваемости на больших дистанциях ,особенно горизонтальной брони.
По результатам боёв с германским флотом в Ирбенах 26 июля, 3 и 4 августа 1915 г. командованием линкора был поднят вопрос об увеличении углов возвышения 12″ орудий с 20 до 22,5° (это не требовало замены зубчатых секторов вертикального наведения). По наблюдениям со «Славы», германские линкоры класса «Брауншвейг» имели дальность действия их тяжёлых орудий до 110 кб, а «Нассау» – до 120 кб. При этом как русский линкор, ведя огонь 12″ снарядами «образца 1915 г.» с баллистическими наконечниками, при имевшемся 20° угле возвышения мог действовать только до 89 кб и был вынужден пускаться в импровизацию с креном в 3° на нестреляющий борт. Это увеличивало дальность до 98 кб, но в то же самое время вело к риску получения подводной пробоины в незащищённый борт ниже шельфа броневого пояса. В рапорте старшего артиллериста «Славы» лейтенанта Ю. Ю. Рыбалтовского от 20 августа 1915 г. в штаб начальника 2-й бригады линкоров приводился подробный перечень потребных для этого работ и указывалось, что при доведении угла возвышения до 22,5° наибольшая дальность снарядами с наконечниками увеличится до 110 кб, а с креном в 3° – до 115 кб.
Средний калибр-152-мм пушки системы Канэ , в 45 калибров длиной — размещалась в 6 парных башнях в носу на верхней палубе Угол вертикального наведения был в пределах от −5°, до +20° . Башни имели только механизм подачи боеприпасов, а раздельно-гильзовое заряжание производилось вручную . Максимальная скорострельность 4-5 залпов в минуту,а практическая составляла порядка 3 снарядов в минуту. Для стрельбы использовались 152 мм снаряды обр.1907г массой 41,5 кг тех же типов, что и 305 мм с начальной скоростью 792,5м/с и максимальной дальностью 14,45 км (78 кабельтовых). Кроме того орудие имело специальные ныряющие снаряды, действующие по принципу глубинных бомб. Реально сектора обстрела носовых 6" башен левого и правого борта составляли соответственно 138 и 140° (по проекту 135°), кормовых — 125 и 135° (по проекту 135°), средних — 145 и 153° (по проекту 176°).
По проекту противоминная артиллерия состояла из 75-мм/50 орудий (располагались в трёх бронированных казематах (носовом, среднем и кормовом) и 47-мм пушек , установленных открыто на носовых и кормовых мостиках.
Из 20 75-мм орудий системы «Канэ» четыре были расположены в носовом каземате, прямо под передней орудийной башней главного калибра, по два на борт, и были в достаточной степени подняты над ватерлинией для того, чтобы вести огонь при любом волнении. Остальные располагались в казематах вдоль бортов ( 4 в корме и 12 — в единой батарее под верхней палубой в средней части корабля) , из-за чего при сильном волнении вести из них огонь было проблематично. 75 мм пушки имели ствол длиной 50 калибров , ручные приводы наведения и механизированную подачу боекомплекта. Снаряды массой 4,92 кг имели максимальную дальность 6,5 км (35 кабельтовых). Скорострельность 6-8 выстрелов/мин. Окончательно орудия средней батареи «Славы» были демонтированы лишь с началом Первой мировой войны, а их порты заделаны бронёй только перед началом кампании 1917 г. К этому времени и остальные палубные 75-мм орудия были окончательно исключены из состава артиллерии линкора.
47-мм скорострельные пушки Гочкиса , изначально 20 орудий (16 на носовых и кормовых мостиках и 4 для вооружения минных катеров), к 1908 г. были демонтированы. Исключение составили четыре орудия на нижнем кормовом мостике, переведённые в разряд салютных.
После снятия в начале 1905 г. фор-марса с четырьмя 3-линейными пулемётами на корабле продолжали штатно числиться 8 пулемётов – они устанавливались на носовых и кормовых мостиках. Два из восьми являлись десантными, но также имели свои места на мостике.
«Слава» по проекту имела 4 торпедных аппарата — по одному надводному в форштевне и ахтерштевне и два подводных по бортам. однако к 1908 г. на линкоре оставалось лишь два подводных аппарата. Надводные торпедные трубы в носу и корме демонтировали — по опыту русско-японской войны опасность их подрыва была выше потенциальных боевых возможностей.
В самом начале мировой войны линкор получил два 47-мм зенитных орудия. На начало 1917 года корабль имел четыре 76-мм зенитки. С 17 июля по 4 августа 1914 года на «Славе» были сняты все 12 орудий центральной батареи и оставлено по четыре 75-мм орудия в носовом и кормовом казематах (всего восемь). Кроме того, в 1916 году были внесены изменения в конструкцию башен главного калибра, благодаря которым максимальный угол возвышения стволов 12-дюймовок достиг 25°, а их дальнобойность возросла до 21 км. К началу 1917 года в состав вооружения "Славы", кроме 305-мм и 152-мм входили 12 75-мм орудий, 4 76.2-мм зенитки и 2 подводных торпедных аппарата.
"Слава" единственный из всей серии не успел принять участие в русско-японской войне. И остался единственным в русском флоте кораблем этого типа после Цусимской катастрофы.Вместе с близким по конструкции и пережившем порт-артурскую осаду "Цесаревичем" стал основной боевой силой ослабленного Балтийского флота. До вступления в строй "Андрея Первозванного" с "Императором Павлом I" на Балтике даже шведский флот представлял для России угрозу.
Боевое крещение линкор получил уже в 1906 года,выполнив приказ по подавлению восстания моряков в Свеаборге.
1 июня 1906 линкор вошел в Гардемаринский отряд (полное название — «Отдельный отряд судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами»), куда вошли также вернувшиеся с Дальнего Востока «Цесаревич» и крейсер «Богатырь». Использовался как учебный корабль для обучения и аттестации кадров корабельных гардемаринов и учеников — строевых квартирмейстеров. После произведённого императорского смотра, «Слава» в составе отряда ушла из Кронштадта в заграничное плавание. Начался 5-летний период дальних океанских походов линкора— от Баренцева моря до Эгейского,от Северного Ледовитого океана до Средиземного моря.
В конце декабря 1908 года итальянский город Мессина на Сицилии был разрушен страшным землетрясением.Пострадавших было более 200 тысяч. Первыми в Мессину прибыли корабли Гардемаринского отряда Балтийского флота броненосцы «Цесаревич» , «Слава» , броненосный крейсер «Адмирал Макаров» и чуть позже — бронепалубный крейсер «Богатырь» . Учебный отряд в момент землетрясения находился рядом - в порту Аугуста на Сицилии. Моряки участвовали в разборе завалов, открыли походную кухню, на кораблях доставляли раненых в другие города. В память о спасателях в Мессине названы улицы: улица Российских героев-моряков 1908 года, улица Русских моряков, улица Русских моряков Балтийcкoй эcкадpы .
В 1978 году на здании мессинского муниципалитета установлена памятная доска с надписью:
«В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей… жителям Мессины, пострадавшим от землетрясения 28 декабря 1908 года».
В 1910 году во время похода на корабле произошла серьёзная авария в котельном отделении, после чего он был отбуксирован «Цесаревичем» в Гибралтар, а затем — отправлен в Тулон, где в 1910—1911 был проведён капитальный ремонт броненосца(замена котлов) на заводе фирмы «Форж э Шантье» ( Forges et Chantiers de la Méditerranée), занявший около года.
После возвращения в Кронштадт, корабль был выведен из состава учебной эскадры и зачислен в состав Балтийского флота. С 1 мая 1911 г. была создана Бригада линейных кораблей Балтийского флота, куда вошли «Андрей Первозванный », «Император Павел I», «Слава», «Цесаревич» и броненосный крейсер «Рюрик».
Новые задачи русских морских сил после окончания войны с Японией были определены в начале 1907 г. Основной из них для Балтийского флота являлось отражение (или затруднение) высадки возможного десанта противника восточнее р. Нарва, который мог быть осуществлён в тыл Северному фронту русской армии. Для противодействия прорыву неприятельского флота с десантом предполагалось оборудовать морскую оборонительную позицию по рубежу меридиана о. Гогланд.
Для этого Финский залив севернее и южнее острова при угрозе вторжения предполагалось перекрыть минными полями, развернув перед ними подводные лодки. Препятствовать форсированию противником этой преграды с целью наибольшей задержки предполагалось силами линкоров и крейсеров, готовыми к решительному бою.
27 августа 1913 года в 4 часа утра бригада линкоров вышла в первый после 2-й Тихоокеанской эскадры большой заграничный поход русского флота. Балтийский флот восстанавливал свою мощь,что и должен был продемонстрировать поход: впереди два крейсера, далее колонна линкоров, лидируемая «Рюриком», замыкающими ещё два крейсера, по два миноносца на траверзах флагмана.
Первой остановкой на пути флота стал английский Портленд, а после него французский Брест. Везде русский флот встречали с размахом. Пройдя через Ла-Манш и Скандинавию, 21 сентября корабли возвратились в Ревель, пройдя за 300,5 ходовых часов 3520 миль.
Последние предвоенные месяцы 1914 года флот провел в напряженной боевой учебе.
4 июня 1914 г. на рейде Ревеля наши моряки принимали британскую эскадру линейных крейсеров. Затем приходили французские линкоры с президентом на борту.
17 июля бригада перешла в Ревель и была сосредоточена у Наргена. В ожидании неминуемого, как казалось в те дни, прорыва кайзеровского флота через горло Финского залива к Кронштадту и Петрограду, линейные корабли держались у острова всю ночь и 18-го вышли в море для прикрытия постановки минного заграждения.На Балтике Россия имела тогда только 4 устаревших линкора-додредноута. "Севастополи" еще строились.
19 июля Германия объявила войну России; утром этого дня корабли перешли из Ревеля к острову Нарген, затем вдоль кромки поставленного минного поля вернулись в Гельсингфорс. 20 июля они снова перешли к Наргену и, простояв там сутки, 21-го продолжали мобилизационные мероприятия — принимали запасы, сдавали в порт лишние шлюпки и прочее имущество, в готовности немедленно выйти в море для принятия боя на минно-артиллерийской позиции. Однако с вступлением в войну 22 июля Англии эти опасения несколько ослабли.
Но неожиданно появился "шведский вопрос".26 июля началась мобилизация шведского флота, хотя и не очень многочисленного (его силы оценивали в 8 броненосцев береговой обороны 1-го класса и 9 2-го и 3-го, а также 4 больших миноносца и 40 малых), но вполне способного, в случае выступления против России, создать дополнительные сложности . Адмирал Эссен решил пойти на крайне рискованный в политическом отношении шаг: внезапным ударом всех своих сил уничтожить главные силы шведского флота в его базах, не дожидаясь развёртывания и соединения с германским.Так сказать копенгагировать потенциального противника.
28 июля «Слава» в составе бригады линкоров вышла в «шведский поход», имевший целью ультимативно принудить Швецию к нейтралитету, а в случае отказа уничтожить её флот. В 17.15 три линкора, возглавляемые «Рюриком» под флагом адмирала Эссена («Император Павел I», «Цесаревич», «Слава») с 1 -й минной дивизией на левом траверзе вышли в море курсом на Готска-Санде, к северу от о. Готланд.
В штабе комфлота на «Рюрике» ожидали шифровку командующего VI армией с условным позывным «Гроза», означавшим, что Швеция отказалась выполнить ультимативное требование держав Антанты об объявлении ей нейтралитета и разрешение атаковать её флот. Швеция объявила нейтралитет,отмена операции последовала на следующий день, линкоры вернулись в базу, пройдя около 280 миль.
Линкор "Слава",волею судеб,несмотря на появление в составе Балтийского флота 4-х дредноутов,в ходе мировой войны стал основным участником всех серьезных оборонительных операций 1915-1917 годов.Он участвовал в обороне Рижского залива в 1915-1916 гг, Ирбенской 8-21 августа 1915 года и Моонзундской 12-19 октября 1917 года операциях .
После вступления в строй дредноутов, на "Славу" и "Цесаревича" была возложена защита Рижского залива,который стал основным местом активности германского флота.В июле-августе 1915 года линкор, под командованием капитана 1-го ранга С.С. Вяземского, неоднократно вступал в бой с германскими линейными кораблями. Осенью 1915 года "Слава" под командованием капитана 1-го ранга В.В. Ковалевского поддерживала огнем сухопутные войска на побережье Рижского залива, а 22 октября обеспечивала высадку десанта у мыса Домеснес. В 1916 линкор оставался в Рижском заливе , после чего прошел докование в Кронштадте и модернизацию артиллерии в Гельсингфорсе.
Угол возвышения 305-мм орудий увеличили до 25 градусов, что соответствовало дальности стрельбы в 115 кабельтовых. К началу 1917 года в состав вооружения "Славы", кроме 305-мм и 152-мм входили 12 75-мм орудий, 4 76.2-мм зенитки и 2 подводных торпедных аппарата.
8 сентября 1917 года "Слава", под командованием капитана 1-го ранга В.Г. Антонова, Моонзундскими проливами перешла в Куйваст и вскоре приняла участие в Моонзундском сражении. 4 октября 1917 года русские корабли под командованием вице-адмирала М.К. Бахирева на рейде Куйваст вступили в бой с германским отрядом вице-адмирала Бенке. Германские дредноуты добились 7 попаданий в "Славу", на которой к этому времени вышла из строя носовая башня. Корабль принял 1127 тонн воды, и его осадка носом достигла 10 метров. Так как мелководный Моонзунд стал для "Славы" непроходим, М.К. Бахирев приказал при отступлении затопить линкор у входа в канал, взорвать погреба боеприпаса и дополнительно подорвать корабль торпедой с эскадренного миноносца "Туркменец-Ставропольский".Вообще три русских эсминца выпустили по "Славе " аж 6 торпед,в цель попали 4,ну а взорвалась действительно одна.
Команда «Славы» в тот же день была доставлена миноносцами в Рогекюль, откуда вечером поездом отправлена в Ревель. Оттуда матросов поездом доставили в Петроград, где разместили в казармах 2-го флотского экипажа. Постановлением общего собрания команды, за подписью предсудкома Н. Н. Зуева, было «единогласно решено вознаградить солдатским Георгиевским крестом 4 степени за верную и самоотверженную работу управлением корабля и единодушие с командой в боях» командира корабля Антонова, старшего офицера Галлера, старшего артиллериста Рыбалтовского, штурмана Малинина, стармеха Мазуренко, младшего артиллериста Иванова и мичмана Пышнова, «а остальных всех офицеров – повышением в чине». По-видимому, силы это представление не возымело. Зато причитавшееся получила команда. Речь идёт о выплате каждому из матросов «Славы», как погибшего корабля, годового оклада жалования, предоставления трёхмесячного отпуска и выдачи полного комплекта обмундирования. Рассмотрев этот вопрос, ЦКБФ, как сказано в протоколе «считаясь с заслугой товарищей со „Славы“ перед родиной и революцией» постановил его удовлетворить, причём вместо шинелей, которых имелось мало, части людей выдали бушлаты. Рапортами офицеров «Славы» было представлено к награждению Георгиевскими крестами 3 и 4 степени, а также небольшим количеством Георгиевских медалей, в общей сложности 124 нижних чина (с весны 1917 г. было принято говорить «матросов») «Славы».
29 мая 1918 года "Слава" была исключена из списков кораблей Балтийского флота. Выгоревший остов «Славы», как только позволил остывший металл, подвергся набегу местных рыбаков, которые тащили с корабля всё, что только можно. Позднее их сменили германские трофейщики, демонтировавшие более крупногабаритные части, преимущественно бронзу и винты корабля. В 1926 г. латвийское правительство дало концессию частному судоразделочному обществу на разделку корабля на месте. К 1931 г. от «Славы» остался только железный остов. Впоследствии, разделяя его на части подрывом пиропатронами, подняли наверх отдельные фрагменты корпуса и внутренних конструкций. В морском музее Таллина до сих пор хранится фигура орла, который значится, как орёл со «Славы». Корабль окончательно разобран эстонцами на металл в 1935-1936 годах.
Есть легенда что в 1935 при демонтаже одного из орудий главного калибра произошел выстрел заряженным еще в 1917 снарядом.
Эскадренный броненосец "Слава",один из последних броненосцев русского флота и единственный из пяти броненосцев типа "Бородино",прошедший в русском флоте первую мировую войну.Он представитель самой массовой серии русских капитальных кораблей,наглядно показавших преимущества крупносерийного производства,но ,к сожалению,не получившего ожидаемого продолжения.
На русско-японскую войну броненосец не успел,его присутствие в эскадре Рожественского ,конечно,значительно усилило бы ее боевую силу,но,увы,вряд ли кардинально повлияло бы на исход сражения.
Он полностью оправдал свое имя,став одним из самых славных кораблей российского флота.Его боевой путь подтверждает ,что не техническое несовершенство русских кораблей стало основной причиной Цусимы.Уже сильно устаревший в эпоху дредноутов и сверхдредноутов корабль в течение трех лет выполнял роль станового хребта русской обороны на Балтике,выдержал несколько дуэлей с значительно превосходящими силами немецких линкоров дредноутного и додредноутного поколения.
При этом корабль имел неустранимые уже к тому времени недостатки-весьма низкую скорость,слабость промежуточной артиллерии и низкую скорострельность орудий главного калибра.Да и бронирование ,при максимальной площади защиты, было размазано достаточно тонким слоем.
Учитывая то,что все бои "Славы" вызывают огромный интерес, думаю логично делать отдельные публикации по каждой компании.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.