Найти тему
HAPPY KELPIE

Сесил Шарп и английская народная песня и танец до 1915 года

Оглавление

Cecil Sharp and English Folk Song and Dance before 1915 by Derek Schofield, 2016.

Перевод с английского выполнен Миладой Леоновой под редакцией Андрея Елагина специально для Happy Kelpie.

Об авторе: Дерек Шофилд

     Дерек Шофилд (Derek Schofield)
Дерек Шофилд (Derek Schofield)

Дерек Шофилд начал заниматься английской народной музыкой и танцами еще в школе. До недавнего времени он работал редактором журнала English Dance & Song, выпускаемым Обществом английской народной песни и танца. Он неоднократно публиковался в Folk Music Journal, fRoots и других специализированных британских изданиях. Его перу принадлежит две книги по истории фольклорных фестивалей в Великобритании: «Первая неделя августа: к пятидесятилетию фольклорного фестиваля в Сидмуте»¹ и «Фестиваль в Тауэрси: 50 лет творчества»². Кроме того, он является автором подробных биографий Уильяма Кимбера, знаменитого музыканта и танцора морриса из Хедингтон Кверри, а также народного певца из графства Шропшир Фреда Джордана. Биографии были опубликованы в брошюрах, прилагавшихся к музыкальным альбомам исполнителей.

Главная область исследований Дерека Шофилда - история движений за возрождение национального фольклора.


¹
The First Week in August: Fifty Years of the Sidmouth Folk Festival (2004).
²
Towersey Festival: 50 Years in the Making (2014).

Предисловие

     Сесил Шарп (Cecil Sharp)
Сесил Шарп (Cecil Sharp)

В декабре 1914 года Сесил Шарп взошел на борт «Лузитании» и отправился в США. Шел четвертый месяц с начала Первой мировой войны, и сына Сесила уже мобилизовали в армию. Мысли Сесила в основном занимал исход войны, безопасность сына и то, что он оставил свою жену Констанс одну в Англии. Возможно, думал Шарп и о танцорах Общества английской народной песни и танца, призванных в армию. Он мог также поразмыслить и о последних пятнадцати годах своей жизни, и о том, сколь огромное влияние оказали на нее народная песня и танец.

Сесил Шарп родился в 1859 году в семье торговца шифером. Он закончил школу в Аппингеме, затем, после упорной подготовки, сумел поступить в Кембриджский университет, где учился в Клэр-колледже. Его университетский друг отмечал, что Шарп всегда больше внимания уделял своей музыке, нежели наукам. По окончании университета отец Шарпа предложил ему попытать счастья в Австралии, и осенью 1882 года молодой человек покинул Англию. Он работал в банке и помощником старшего судьи в Южной Австралии, а в свободное время принимал активное участие в музыкальной жизни Аделаиды. С 1889 года он полностью посвятил себя музыке, став содиректором Аделаидского музыкального колледжа. Когда в 1891 г. партнерство было расторгнуто, он решил вернуться в Англию и к январю 1892 г. оказался дома. Твердо решив связать свою жизнь с музыкой, в 1983 г. Шарп устроился учителем музыки на полставки в колледж Лудгров, где проработал до 1910 г. Его деятельность по сбору народных песен и танцев пришлась именно на этот период. В августе 1893 г. он женился на Констанс Бирч. А в 1896 году получил должность директора Хампстедской консерватории.

Считается, что первое знакомство Шарпа с английскими народными песнями и танцами состоялось во время Дня подарков¹ в 1899 году. 26 декабря семья Сесила отмечала Рождество в доме его тещи в Хедингтоне. Команда танцоров моррис из Хедингтон Кверри вместе со своим музыкантом Уильямом Кимбером выступала неподалеку от дома миссис Бирч в Сэндфилд-Коттедж и привлекла внимание Шарпа. Традиционно они устраивали представления на праздник Пятидесятницы², но эта зима выдалась тяжелой, и многие из танцоров, занятых в строительной сфере, включая Кимбера, потеряли работу. Представление было способом раздобыть деньжат. После его завершения Шарп вышел из дома и попросил Кимбера зайти к нему как-нибудь потом, чтобы он мог записать музыку, которую тот играл для танцоров морриса. Позже Кимбер заглянул в гости, и Шарп смог записать пять мелодий.

Часто говорят, что тот День подарков стал поворотным в жизни Сесила, но в действительности тогда он просто записывал и аранжировал музыку к танцам. Совершенно точно, сами танцы в то время его совершенно не интересовали или почти не интересовали. Это пришло позднее.
--
¹
Boxing Day (англ. День подарков) - праздник, отмечаемый 26 декабря в Великобритании и в ряде бывших британских колоний. - Прим. перев.
²
Pentecost или Whitsuntide (англ. Белое Воскресение, Пятидесятница), День Святой Троицы - религиозный праздник, обыкновенно отмечаемый в седьмое воскресенье после Пасхи. - Прим. перев.

Народная песня

В качестве учителя в подготовительной школе Шарп наверняка размышлял как над методами преподавания, так и над репертуаром для школьных уроков пения¹. Бытовало мнение, что песенный репертуар многих школ, как подготовительных, так и начальных, был очень простеньким, хотя начиная с 1860-х годов для них стали издаваться специальные песенные сборники. Проработав в Лудгрове 9 лет, Сесил Шарп приступил к созданию собственного, и в 1902 г. свет увидел его «Сборник британских песен для дома и школы»².

Судя по книге, Шарп был весьма осведомлен в области фольклора, почти наполовину составив книгу из народных песен, ранее встречавшихся в различных собраниях - таких как «Деревенские песни Англии» Броудвуда и Фуллера Мейтланда (1893). Однако до 1903 года ему не доводилось слышать, как эти песни звучат вживую.

Будучи в Австралии, Шарп свел знакомство с радикальным христианским социалистом, англиканским священником Чарльзом Марсоном. Чарльз одновременно с Шарпом вернулся в Англию и, послужив в районе Лондона Сохо, затем получил пост младшего приходского священника в деревушке Хембридж, что в Сомерсете. В августе 1903 г. Шарп навестил Марсона в Хембридже и там впервые услышал, как простой сельский житель поет народную песню. Оказалось, что Марсон уже слышал прежде, как этот певец под именем Джон Ингланд исполнял одну из композиций, что Шарп включил в свой сборник, «Семена любви», и пригласил Шарпа послушать его пение. За следующую неделю или около того, с помощью Марсона, Шарп записал 42 песни в Хембридже и его окрестностях, главным образом от сестер Луи Хупер и Люси Уайт. И уже несколько месяцев спустя, в ноябре, Шарп читал лекцию по народным песням в Лондоне, сопровождая ее музыкальными примерами в исполнении профессиональных певцов. Лекция широко освещалась в прессе, и на рождественских каникулах Шарп снова прибыл в Сомерсет, где собрал еще больше песен, а затем снова прочел лекцию, на этот раз в Тонтоне.

Постепенно Шарп становился признанным авторитетом по части народных песен, несмотря на то, что его «полевой» опыт был невелик. Конечно, он был не единственным собирателем фольклора своего времени. Чтобы объединить исследователей, которые уже вели активную работу - таких как Люси Броудвуд, Сабин Баринг-Гулд и Фрэнк Кидсон - и многих других, в 1898 году было основано Общество народной песни. Шарп вступил в него в 1901 г., но к 1903 г. деятельность Общества стала сходить на нет - в основном, по причине болезни его секретаря Кэти Ли. Возмущенный неактивностью, Шарп прилагал массу усилий, чтобы возродить Общество, и наконец был избран в управляющий комитет наряду с композитором Ральфом Воганом Уильямсом, который также начал активно интересоваться народной поэзией в 1903 году.

Стимулом к собиранию фольклора было желание Шарпа включить его изучение в школьную программу, и в 1905 г. в союзе с Баринг-Гулдом он опубликовал сборник «Английские народные песни для школьников»³. Однако не все его товарищи по Обществу народной песни разделяли мнение, что преподавание народных песен в школах - это достойная цель. Внутренние противоречия в Обществе обострились, когда в 1905 году федеральное министерство образования выпустило свои «Предложения к сведению преподавателей», содержавшие, в том числе, и рекомендации по разучиванию на уроках музыки «народных либо национальных песен». Для Шарпа это было серьезным вызовом, и он публично критиковал включение в подборки авторских патриотических композиций, таких как «Том Боулинг» или «Сердца дуба». Комитет отказался его поддержать. Ответом Шарпа на эти и другие вызовы, оспаривавшие ценность народной песни, стала его новая книга «Английская народная песня: некоторые заключения»⁴, опубликованная в 1907 г.

Вик Гаммон⁵ определил три главных мотивирующих идеи, что стояли за стремлением Шарпа записывать и продвигать народные песни (они так же актуальны для него и в отношении танцев): романтический национализм, эстетический дарвинизм и национальное возрождение. Гаммон возводит идеи Шарпа к романтизму XVIII века и исследованиям фольклора в веке XIX, к которым примешивались националистические убеждения, что английские народные песни самобытны, и англичане должны их знать. Эстетический дарвинизм прослеживается в трех принципах, которые Шарп приписывал народной песне: непрерывность, вариативность и отбор. Тягу к национальному возрождению можно видеть в степени важности, которую Шарп придавал преподаванию народной песни: он хотел, чтобы их учили в начальной школе, с целью «повлиять на развитие у детей музыкального вкуса и утвердить и закалить их национальное самосознание».

График собирания народных песен у Шарпа совпадал со списком календарных праздников, по которому Рождество, Пасху и летние каникулы исследователь стабильно проводил в Сомерсете, не забывая при этом посещать и другие графства. Шарп выпустил серию книг, первой из которых был «Сборник народных песен Сомерсета»⁶ (1904), а также отправлял свои находки в альманах Общества народной песни (особенно активно - в 1905 году). Слава, которую он приобрел благодаря своей бурной деятельности, вдохновила многих других пойти по его стопам: так, братья Хаммонд сосредоточили свои усилия в Дорсете, а Джордж Гардинер - в Гемпшире. В общей сложности Шарпу удалось записать более 3000 народных песен по всей Англии в период с 1903 года вплоть до его смерти в 1924 году.
--
¹ Подготовительные школы Англии (такие как Лудгров) - это платные учебные заведения для детей от 8 до 13 лет, которые готовят их поступлению в закрытые платные частные школы, такие как Итон, Харроу и Аппингем. Начальные школы были введены в 1870 и предназначались для детей из рабочих семей; к 1900 году для детей от 5 до 11 лет посещение их стало обязательным. В 1944 году на смену им пришли современные общие начальные школы. -
Прим. автора.
²
A Book of British Song for Home and School (1902).
³
English Folk-Songs for Schools (1905).
English Folk-Song: Some Conclusions (1907).
Dr. Vic Gammon - член Общества английской народной песни и танца, британский музыкант, собиратель и исследователь английского и североамериканского фольклора; среди прочего изучал вклад Сесила Шарпа в развитие и распространение английской народной музыки. - Прим. перев.
Folk Songs from Somerset (1904).

Танцы моррис

Одна из ключевых возможностей познакомить детей и молодежь с английской народной музыкой представилась в 1905 году. Герберт Макилвейн, музыкальный директор клуба «Эсперанс» для работающих девушек Лондона, прочел в газете интервью с Сесилом Шарпом и предложил руководительнице клуба, Мэри Нил, включить разучивание народных песен в список занятий клуба. Нил встретилась с Шарпом и, после того как песни стали пользоваться успехом, спросила исследователя, нет ли у него каких-нибудь танцев, которые ее девушки могли бы разучить. С этой просьбы Мэри и началось возрождение танцев моррис.

     Мэри Нил (Mary Neal)
Мэри Нил (Mary Neal)

Клара София Нил (1860-1944), позднее известная как Мэри, родилась в семье производителя пуговиц из Бирмингема. Она имела отличное представление о том, в каких условиях приходится жить и работать городской бедноте, и, как и все, кого одолевают подобные мысли, решила посвятить себя помощи бедным через миссионерство и благотворительность. При Западно-лондонской миссии Нил познакомилась с Эммелин Петик, и в 1895 году они открыли отдельный культурно-досуговый дамский клуб «Эсперанс», при котором фабричные девушки могли обучаться танцам и театральным искусствам в свободное от работы время. В скором времени при клубе открылась швейная мастерская «Мезон Эсперанс»¹ с улучшенными условиями труда и повышенной заработной платой. Петик оставалась клубным музыкальным директором, пока не вышла замуж за Фредерика Лоуренса, после чего ее пост занял Макилвейн.

На повестке дня в те времена остро стоял вопрос женского избирательного права. Британские женщины не имели права голоса, а жизнь представительниц среднего класса была особенно ограниченной: благотворительность была для них основным способом проявить себя. Однако Нил и Петик вдали от дома вели гораздо более активный образ жизни.

Накануне Первой мировой борьба за права женщин приобрела более агрессивный характер. К этому времени Мэри Нил стала убежденной социалисткой и сторонницей набирающей вес партии лейбористов. После того как Петик-Лоуренс познакомилась с Эммелин Панкхёрст, руководительницей Женского социально-политического союза² в Манчестере, подруги выступили в поддержку ее кампании. В содружестве с Сильвией Панкхёрст они основали лондонский филиал Союза в 1906 г., и Нил выступила на церемонии инаугурации. Некоторые суфражистки обвинялись в гражданском неповиновении, но Нил была не в их числе. Она, правда, описала происходящее для журнала Votes for Women, но главной задачей для нее в это время было возрождение народной песни и танца.

Когда Нил спросила Шарпа о танцах, он припомнил свои наблюдения в Хедингтоне и посоветовал женщине обратиться к Уильяму Кимберу. Тот дважды посетил главный офис клуба с мастер-классами и за это время сумел обучить девушек столь многому, что 15 февраля 1906 года состоялся частный показ разученных ими танцев моррис. Он прошел настолько хорошо, что 3 апреля 1906 года было организовано первое публичное представление под названием «Английская пастораль», которому предшествовала лекция Шарпа. Это событие получило широкую огласку в национальной прессе. Шарп все еще боролся с министерством образования по поводу включения в школьную программу народных песен, однако теперь у него появился дополнительный козырь в поддержку своего дела. Его утверждения о важности оригинального фольклора теперь подкреплялись положительным опытом девушек из клуба «Эсперанс», а также можно было говорить о пользе физических упражнений при изучении танцев. Как писал Рой Джадж,

«…оба они [Нил и Шарп] хотели использовать эти песни и танцы не просто как ностальгическое развлечение, но для всестороннего блага».

Успех «Английской пасторали» вызвал большой ажиотаж по всей стране. Отовсюду к Нил потекли просьбы направить своих девушек с уроками танцев - и к концу года они объехали шесть английских графств и шесть лондонских клубов. Нил была прирожденным организатором, а Шарп - музыкантом и «знатоком истории». Однако не они, а соавтор Шарпа Макилвейн придумал систему записи танцев и начал их фиксировать. Он сотрудничал не с Кимбером, а с примой клуба «Эсперанс» Флорри Уоррен. Результаты его трудов вошли в первое издание первого тома «Книги морриса»³, увидевшего свет в апреле 1907 года.

Как «знаток истории» Шарп был не особенно осведомлен о танцах моррис, так что ему следовало обогатить свой практический опыт. Летом 1908 года Шарп записывал танцы в Уинстоне, графство Дербишир. В 1906 г. он случайно подслушал, как двое водопроводчиков посреди улицы в Лондоне насвистывают мелодии к моррису, и это привело его в Глостершир, где он записал танцы Бледингтона (1909), Лонгборо и Шербурна (1910). В 1909 г. он также работал в Бамптоне, а затем в Филд Тауне в 1910-1911. Спустя некоторое время с помощью Макилвейна Шарп усовершенствовал систему записи танцев. Вторая «Книга морриса» вышла в 1909 году, третья - в 1910 и, наконец, четвертая - в 1911. Затем, в 1912 г., Шарп переиздал первый том и в 1913 г. выпустил пятый. Переиздание второй и третьей книг состоялось уже после войны.

Изменялись и взгляды Шарпа на происхождение морриса. В первом издании «Книги морриса» он предполагал, что эти танцы «очевидно, имеют мавританские истоки», но во второй редакции принялся утверждать, что «мавританское происхождение морриса не выдерживает критики», и далее рассматривал моррис как некие «примитивные религиозные ритуалы, дожившие до наших дней».

Шарп и Нил оба были упрямыми, волевыми личностями, и их сотрудничество продлилось недолго. Камнем преткновения стал для них вопрос о том, как наилучшим образом передать сведения о танцах от традиционных танцоров современным реконструкторам, и то, как добиться высокого уровня исполнения. Шарп мнил себя проводником знаний: он будет собирать информацию о танцах, часто от пожилых деревенских танцоров, внятно излагать по определенным правилам, а затем публиковать. Реконструкторы - учителя и танцоры - смогут брать его изложение за образец, чтобы убедиться, что все делают правильно. Нил, с другой стороны, была уверена, что танцы суть нечто «изменчивое, вечно развивающееся», а также, что «примером должно служить исполнение танцев носителями традиций, и именно в этом виде танцы должны передаваться дальше. Письменные инструкции и пояснения полезны только в форме напоминания по шагам и развитию танца и никогда не должны становиться прочным и непоколебимым образцом».

Заявление Нил в апреле 1910 года, что реконструкция морриса должна быть свободной от «вредоносного вмешательства педанта и эксперта», было откровенным выпадом в адрес Шарпа.

Ранее упомянутое движение суфражисток тоже сыграло свою роль в дискуссии о народной песне и танце. Шарп был фабианцем⁴, однако не питал особенного сочувствия к суфражисткам - чего не скажешь о его сестре Эвелин Шарп, которая активно поддерживала и движение суфражисток, и лейбористскую партию. Она стала редактором журнала Votes for Women, для которого писала Мэри Нил, и в конце концов за свою деятельность оказалась в тюрьме. Активное участие Мэри Нил в борьбе за избирательное право для женщин стало еще одной причиной их разрыва с Шарпом.

Понимание причин этого разрыва важно не только в историческом контексте. Как Джадж писал в 1983:

«…примечателен тот факт, что подход Нил к танцам моррис, которые объединяют в себе «простоту и достоинство, буйство и веселье», очень близок современным танцорам - равно как и ее сожаление о «необходимости письменных инструкций».

Этот комментарий даже более применим к английской сцене сегодня, спустя более 30 лет, однако, если подход Нил и кажется привлекательным в наши дни, это не значит, что так же дело обстояло при жизни исследовательницы, когда сведений и понимания, что такое моррис, было намного меньше. Письменные описания Шарпа и его заметки на полях позволили грядущим поколениям представить, как танцы исполнялись в начале XX века, и интерпретировать их на разные лады.

Танцы привлекли внимание работников системы образования, но первое время Шарпу и его соратникам приходилось рассчитывать только на учителей из клуба «Эсперанс». С марта 1909 г. Шарп и Кимбер начали преподавать моррис учительницам в Челсинском колледже физической культуры⁵ в Лондоне. В сентябре Шарп открыл при колледже собственную Школу морриса⁶, благодаря чему в его распоряжении оказались взрослые ученики, которым он мог объяснять и показывать танцы. Среди них оказались Хелен Кеннеди (сестра Дугласа Кеннеди), Мод и Хелен Карпелес (последняя позднее вышла замуж за Дугласа), а затем, когда школа открылась и для мужчин, композитор Джордж Баттерворт и сам Дуглас Кеннеди.

В августе 1909 г. министерство образования опубликовало «Учебный план физических упражнений для начальных общеобразовательных школ», где танцы моррис рекомендовались к включению в школьные программы. Тот факт, что учителя из школы Шарпа имели педагогическое образование, давал ему очевидное преимущество перед фабричными девушками Нил в глазах образовательного истеблишмента.

Отъезд Мэри Нил в США на три месяца в декабре 1910 г. отвлек ее от работы над танцами в ключевой период и тем самым позволил Шарпу упрочить свое положение на родине. Еще одним потрясением для Нил стала утрата Флорри Уоррен, примы клуба «Эсперанс», которая сопровождала Мэри в путешествии и в результате осталась в Америке, выйдя там замуж за Артура Брауна.
--
¹
Maison Espérance (фр. «Дом надежды»).
²
Women’s Social and Political Union (WSPU) - радикальная феминистская политическая партия в Англии начала XX века. - Прим. перев.
³
The Morris Book (англ. «Книга морриса») - знаменитый труд Сесила Шарпа в пяти томах, где нашли отражение результаты его многолетних изысканий по истории морриса. - Прим. перев.
Фабианство, или Фабианский социализм (англ. Fabian Socialism) — философско-экономическое течение реформистско-социалистического толка. - Прим. перев.
Chelsea College of Physical Education (англ. Челсинский колледж физической культуры) - основан в 1898 г. при Юго-Западном Университете в Челси; сегодня является частью Брайтонского университета. - Прим. перев.
School of Morris Dancing.

Танцы с мечами

Летом 1910 г. Шарп включил в свой репертуар новый вид морриса - танцы с мечами. Первым из них был танец с длинными мечами, который исследователю довелось увидеть и записать в городке Киркби Малзерд, где Шарп гостил в мае и сентябре. Затем, в августе, последовали танцы из Греносайда, что близ Шеффилда, и наконец Шарп отправился на северо-восток Англии, в Суолуэлл и Ирсдон, где подсмотрел и записал несколько танцев с короткими мечами. Результаты его изысканий были опубликованы в 1911 году. В декабре 1911 г. Шарп посетил Фламборо, затем, в январе 1912 г. - Слайтс в северном Йоркшире и Биднелл в Нортумберленде и в 1912 году издал вторую часть своих наблюдений. В третью часть сборника вошли танцы с длинными мечами из Эскрика, Хандсворта, Амплфорта, Аскхем Ричарда и Хаксби, а также танцы с короткими мечами из Уинлатона и Северного Уолботла.

Первая постановка с длинными мечами в исполнении танцоров Шарпа состоялась в декабре 1910 г., а с короткими - в феврале 1911 г. Обе они произвели огромное впечатление на зрителей. Среди танцоров из Челсинского колледжа нашлись добровольцы, готовые испробовать на себе сложность новых танцев, а также помочь Шарпу с их изложением.

Социальные народные танцы

Наблюдая растущий интерес к народным танцам со стороны как мужчин, так и женщин, Шарп был вынужден признать, что к обширному репертуару показательных танцев следует добавить социальные.

В сентябре 1906 года во время поездки в Девон, к собирателю фольклора Сабину Баринг-Гулду, Шарп записал танец со шваброй. Позднее, в апреле 1907 г., он приехал снова и на сей раз, пока гостил, успел записать пять контрдансов. В июне 1909 г., в графстве Суррей, Шарп увидел еще восемь новых танцев в исполнении танцора родом из Девона. И, наконец, в сентябре 1909 г., Шарп посетил Армскот в Уорикшире и записал девять контрдансов, наблюдая выступление группы танцоров под управлением распорядителя Томаса Хэндса из соседнего Хонингтона.

На исходе 1909 года Шарп опубликовал свои наблюдения (кроме танца со шваброй) в книге «Сборник контрдансов: часть I»¹- в общей сложности, 19 танцев (всего их было 22, но некоторые повторялись). Введение к этому сборнику приоткрывает некоторые взгляды Шарпа в отношении как народного танца, так и песни:

«...необразованные… испокон веков пели и передавали из уст в уста песни и исполняли танцы своих предков, свободные от влияния и в блаженном неведении относительно привычек и предпочтений своих более прогрессивных соседей из городов. Но, к несчастью, это время уходит. В деревнях наших дней полька, вальс и кадриль упорно вытесняют стародавние джиги и контрдансы - точно так же, как безвкусные баллады и прилипчивые городские песенки неумолимо истребляют старинные народные напевы… <Контрданс>... это обычный повседневный танец простого народа, который исполнялся не только по праздникам, но при всяком удобном случае и в подходящем веселом настроении…»

С найденными танцами у Шарпа возникли проблемы. В разделе книги, посвященном шагам, он написал:

«Традиционно контрдансы исполняются на пружинистых прогулочных шагах… иногда встречаются шаги вальса и польки, а также галоп».

Несколько лет спустя, когда Хелен Кеннеди увидела в Стратфорде-на-Эйвоне танцоров из Армскота, она подметила, что все свои танцы они исполняют на шагах польки. Шарп намеревался представить эти танцы в качестве следующего примера традиционной английской народной культуры, однако оказалось, что исполнители используют шаги родом с континентальной Европы, которые попали в Англию через светское общество. Свои намерения Шарп выразил в предисловии к сборнику 1909 года:

«Многие из этих старинных танцев [из книги «Английский танцмейстер» Джона Плейфорда²] невероятно интересны, а отдельные, перепечатанные из более старых учебников, будут описаны в следующем томе этого сборника».

Вторая часть «Сборника контрдансов» была опубликована в 1911 году и содержала 30 танцев из различных изданий собрания Плейфорда: 19 из первого (1651), по два из второго и третьего изданий, шесть из четвертого и один из седьмого. Таким образом, взяв за основу первое издание, Шарп был волен выбирать для своего сборника те танцы, которые считал более древними - круговые, в квадратах и линиях на разное количество человек, а не только «в колонне любой длины», как чаще всего указывалось в более поздних изданиях. Дальнейшие выборки из Плейфорда Шарп выпустил в 1912, 1916 и 1922 годах. После выхода первой части «Сборника контрдансов» более поздние традиционные английские танцы Шарп уже не публиковал, хотя и записывал некоторые - например, из Готленда, что в северном Йоркшире.

Шарп писал:

«…для интересующихся реконструкцией народных танцев это [сборник Плейфорда] единственная книга, где английский контрданс описан в самой ранней, чистейшей и наиболее характерной форме».

Однако этот комментарий входит в противоречие с подходом Шарпа к изучению народной песни, морриса и танцев с мечами, в отношении которых он всегда настаивал, что информацию следует собирать в устной форме из традиционных источников.

Шарп перепечатывал танцы Плейфорда не в целях реконструкции, а для того чтобы представить их в качестве нового развлечения современной публике. Келлер и Шиммер писали по этому поводу:

«Он видел в них утраченные народные танцы, которые, с некоторой адаптацией под современные манеры и наряды, могут приносить современным танцорам не меньше удовольствия, чем столетия назад. Хотя Шарп и старался придерживаться оригинала, насколько это было возможно, он упорно продвигал шаги и стиль тех танцев, сбором которых занимался сам».

Любые отсутствия у Плейфорда прямых указаний на то, какой шаг следует применить в танце, Шарп использовал, чтобы предложить пять шагов, «которые по сей день применяются носителями танцевальной традиции» - вроде «пружинистого прогулочного шага», но только не вальс, галоп и польку, которые «несомненно суть плод гораздо более позднего заимствования».

Вскоре после того, как вышел первый том «Сборника контрдансов», Шарп начал включать демонстрации традиционных контрдансов в свои лекции. К началу 1911 года «Шарп далеко опередил Нил в плане широты доступного репертуара». Представление, устроенное для Почтенного общества музыкантов³, включало народные песни, танцы моррис, традиционные и плейфордовские контрдансы, моррис-джиги от Кимбера и танцы с длинными мечами. В следующем месяце Шарп также включил в свои лекции танец с гибкими мечами и тем самым завершил составление репертуара для возрождения народного танца.

¹
The Country Dance Book, Part I (1909).
²
Джон Плейфорд (John Playford) (1623-1687) - крупнейший английский издатель и публицист, автор ряда сочинений в области музыки и танца, написанных в соавторстве с крупнейшими художниками своего времени. - Прим. перев.
³
Worshipful Company of Musicians (англ. Почтенное общество музыкантов) - одна из ливрейных компаний в лондонском Сити, старинная почетная гильдия, основана в 1350 г. - Прим. перев.

Общество английского народного танца

     Танцоры Общества английского народного танца исполняют Bonnets So Blue в Челтнеме, ок. 1920-1922 гг.
Танцоры Общества английского народного танца исполняют Bonnets So Blue в Челтнеме, ок. 1920-1922 гг.

К 1911 году самые преданные участники Школы морриса при Челсинском колледже создали Клуб народного танца, который собирался в доме сестер Карпелес. Дважды в этом году, в мае и первого декабря, члены клуба выполняли показательные танцы для лекций Шарпа. На второй из них участники были приглашены на собрание 6 декабря 1911 года, и в этот день было основано Общество английского народного танца «с целью сохранения и распространения практики исполнения английских народных танцев в их традиционной форме». Согласно протоколу собрания, Шарп объявил, что «возрождение народного танца - это прежде всего художественная деятельность», однако «очень уязвимая к вмешательству филантропов, так как филантропы усмотрели бы в ней лишь филантропию и ничего больше. Движение подобного рода со всех сторон претерпевает нашествия филистеров и обывателей». Создатели нового общества поставили себе целью «направить данный род художественной деятельности в нужное русло и уберечь его от пошлости и дешевой популярности, хотя популяризация его в лучшем смысле слова должна быть их первейшей задачей».

Комментарий Шарпа на собрании был откровенным выпадом в адрес Мэри Нил и ее учениц. Описывая выступление танцоров Шарпа 1 декабря 1911 года для газеты The Observer, Нил заявляла:

«[Танцы были] ...прекрасны, грациозны и очаровательны настолько, что я не чувствую себя вправе их критиковать, поскольку это выходит за рамки народных танцев и возносится до уровня искусства… исполнители этих танцев, безмерно красивые и изящные - отнюдь не те простые сельские танцоры, каких я знала, и зрелище это бесконечно далеко от того, что я когда-то наблюдала на Пятидесятницу в Бамптоне».

Примеры стиля, о котором писала Нил, можно видеть на шести пленках, снятых на киноаппарат «Кинор» в 1912 г., а затем обнаруженных в 1980-х годах. На видео Сесил Шарп, Джордж Баттерворт и Мод и Хелен Карпелес исполняют танцы моррис, а также один контрданс. Как пишет Хини,

«...два из этих фильмов перевернули представления о том, как танцуется, а главное, как преподается бамптон¹ в наши дни».

На этих пленках 1912 года сестры Мод и Хелен Карпелес, Сесил Шарп и композитор Джордж Баттерворт танцуют Hey Boys, Up Go We на 3:20 минуте видео.

В феврале 1912 года состоялось первое выступление мужской команды морриса под руководством Шарпа. В числе танцоров были Джордж Уилкинсон, Персиваль Лукас, Джордж Баттерворт и Реджинальд Тидди (все они позднее погибли в битве при Сомме в Первую мировую войну), а также Клод Райт, Джеймс Патерсон и Дуглас Кеннеди.

     Показательный  ансамбль Общества английского народного танца. Келмскотт, июнь 1912 г.  Слева направо: Дуглас Кеннеди, Джордж Баттерворт, Джеймс Патерсон,  Персиваль Лукас, Клод Райт и Джордж Уилкинсон. Баттерворт, Лукас и  Уилкинсон погибли в Первой мировой войне.
Показательный ансамбль Общества английского народного танца. Келмскотт, июнь 1912 г. Слева направо: Дуглас Кеннеди, Джордж Баттерворт, Джеймс Патерсон, Персиваль Лукас, Клод Райт и Джордж Уилкинсон. Баттерворт, Лукас и Уилкинсон погибли в Первой мировой войне.

Хотя штаб-квартира Общества английской народной песни и танца размещалась в Лондоне, оно быстро разрослось до организации национального масштаба. Всего через год городские и региональные филиалы Общества открылись в каждом английском графстве. Наработки Шарпа в изучении и популяризации морриса, равно как и его опыт взаимодействия с министерством образования и Обществом народной песни убедили его, что он должен усердно контролировать все, что преподается и исполняется. Нил продолжала свою деятельность, хотя к 1914 году катастрофически проигрывала в популярности Шарпу и его Обществу. Во время Первой мировой Нил трудилась для нужд фронта, а затем получила должность магистрата в Сассексе. После смерти Макилвейна она усыновила его ребенка. До 1970-х годов роль ее как родоначальницы движения за возрождение национального фольклора не только упорно игнорировалась, но даже принижалась сторонниками Шарпа².

В феврале 1914 года Шарп готовил музыку и танцы для постановки «Сна в летнюю ночь» под руководством Харли Гранвилль Баркера. На исходе года и с началом Первой мировой Гранвилль Баркер попросил Шарпа помочь ему с представлением в Нью-Йорке. Коль скоро большинство проектов Шарпа в области народной песни и танца было отложено в связи с войной и заработать на жизнь в Англии становилось все труднее, он принял приглашение, рассчитывая почитать лекции в Америке. И так, в декабре 1914 г., Сесил Шарп отправился из Англии в Соединенные Штаты.
--
¹ Имеется ввиду традиционный стиль морриса из городка Бамптон, что в Западном Оксфордшире -
Прим. перев.
² Пересмотр заслуг Мэри Нил в деле возрождения английского фольклора произошел с ростом женского движения за развитие морриса в Англии, а также благодаря работам Роя Джаджа и
Роя Домметта при поддержке Малькольма Тейлора, бывшего директора библиотеки Общества английской народной песни и танца. Правнучка Мэри, Люси Нил, передала автобиографию исследовательницы, прочие ее записи, а также свои собственные наработки мемориальной библиотеке Вогана Уильямса. В настоящее время Люси Нил занимает пост вице-председателя в попечительском совете Общества. - Прим. автора.

--

Derek Schofield, 2016.

Андрей Елагин и Милада Леонова специально для Happy Kelpie, 2017 год.