Отдаленные очаги есть, а исходная опухоль неизвестна. Метастазы из невыявленного первичного очага – это прогностически неблагоприятно и крайне неудобно для лечения: сложно бороться с призраком, поэтому приходится тратить время и средства на поиск врага.
Метастазы из невыявленного первичного очага
CUP-синдром (carcinoma unknown primary). Не более 5% от всех опухолей. Как правило, у онкопациентов от 50 лет и старше. Метастазы из невыявленного первичного очага – это всегда плохо по простым причинам:
· Это уже 4 стадия онкологии;
· Чаще всего вторичные очаги агрессивны и крайне злокачественны;
· Ни о какой эффективности и радикальности лечения нет и речи, если неизвестно месторасположение исходной карциномы.
К обязательным условиям установления CUP-синдрома относятся:
· Биопсия метастазов подтверждает злокачественный процесс;
· Результат гистотипа и иммуногистохимии карциномы указывает на вторичность опухолевого роста;
· Ни один из современных методов исследования не смог определить источник метастазирования.
Метастазы из невыявленной исходной опухоли могут быть 3-х видов:
1. Очаги в лимфоузлах;
2. Поражение органов и тканей (чаще всего печень, кости, легкие, мозг);
3. Сочетанное метастатическое распространение (и в лимфоузлах, и в тканях).
Если обнаружены метастазы из невыявленного первичного очага, то две трети пациентов не переживут год с момента обнаружения метастатического рака с неизвестной исходной локализацией.
Почему не удается найти исходную опухоль?
Сейчас, когда в арсенале врача-онколога есть масса современных высокотехнологичных методов обследования, это кажется нереальным и невозможным. Тем не менее, это бывает. Основными причинами CUP-синдрома являются:
· Спонтанный регресс первичного очага (перед тем, как противораковый иммунитет смог уничтожить опухоль, карцинома успела спрятать часть своих раковых клеток в виде спящих микрометастазов в лимфатических узлах или отдаленных органах);
· Удаление первичного очага без проведения гистологии за месяцы и годы до обнаружения метастатического рака (чаще всего такое возможно при кожных опухолях – или человек сам сковырнул родинку, или дерматолог сжег лазером «бородавку»);
· Крайне малый размер первичного очага (опухоль имеется, но найти её можно только под микроскопом, поэтому ни ПЭТ КТ, ни какие-либо другие высокоэффективные методики бессильны);
· Исходная опухоль – это дисэмбриональный рак (разнообразные варианты гистологического строения, месторасположение непредсказуемо, крайняя степень злокачественности);
· Нестандартный вариант распространения метастазов (как, например, при 4 стадии рака поджелудочной железы);
· Внезапная и массированная атака карциномы, когда в разных местах организма сразу и много метастатических очагов (первичную опухоль может быть найдет патологоанатом).
Метастазы из невыявленного первичного очага – это в большинстве случаев выраженный болевой синдром, симптомы общей опухолевой интоксикации, быстрое ухудшение общего состояния и хаотичные поиски исходной опухоли. Хорошо, если онкопациент сразу попал в крупный онкологический центр, где имеются все возможности для современной диагностики. Хуже, если высокоинформативные диагностические исследования недоступны, а обычные – неинформативны.
Статья опубликована на сайте parashistay.ru