Найти в Дзене
Кот Баюн

Ушкуйники, средство доставки. Ушкуй и шитик.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:

Ушкуйники. История возникновения.

Ушкуйники. Частное войско.

Ушкуйники. Судовая рать.

Ушкуйники. Морская пехота Новгорода.

Ушкуйники. Воинская традиция.

Ушкуйники, средство доставки. Челн, лодья, струг, набойная лодья.

Ушкуйники, средство доставки. Заморская лодья и Коч.

-2

Судно, давшее название буйной новгородской вольнице, появилось уже после одиннадцатого века, скорее всего, в конце двенадцатого. Впрочем, вполне возможно, что раньше аналогично называлось суденышко совсем другого типа.

Ученые называют несколько вариантов происхождения этого названия:

-На языке древних вепсов «uskoi»- небольшая лодка.

-На правом берегу Волхова берет свое начало река Оскуя (Оскуй), новгородцы произносили название как «ушкуй», там впервые и начали строить одноименные лодки.

- «Ошкуй»- название белого медведя, принятое среди поморов, которые являются потомками новгородских переселенцев.

Предположительно так выглядел ушкуй
Предположительно так выглядел ушкуй

Автор сильно сомневается, что у него получится лучше описать реконструкцию ушкуя, чем это было когда то сделано в журнале «Моделист-конструктор» № 3 2002 года, поэтому просто процитирую источник:

«Обычно ушкуй строился из сосны. Киль его вытесывался из одного ствола и представлял собой брус, поверх которого накладывалась широкая доска, служившая основанием для поясов наружной обшивки. Она скреплялась с килем деревянными стержнями (гвоздями), концы которых расклинивались. Балки, образующие носовую и кормовую оконечности корабля, делались прямыми и устанавливались вертикально или с небольшим наклоном наружу, причем носовая была выше кормовой. Они соединялись с килем кницами (угольниками для жесткого соединения элементов набора корпуса судна, примыкающих друг к другу под углом), вырезанными из ствола дерева с отходящей под углом толстой ветвью. С наружной обшивкой и первыми шпангоутами штевни скреплялись горизонтальными кницами, причем верхняя одновременно служила опорой для палубного настила, а нижняя размещалась на уровне ватерлинии или чуть выше. Опруги (шпангоуты) состояли из «штук» (деталей) — толстых веток естественной погиби, стесанных по поверхности прилегания к обшивке, со слегка снятой кромкой на противоположной стороне. В средней части судна опруги состояли из трех частей, а в оконечностях — из двух.

-4

Морские ушкуи (в отличие от речных) имели плоскую палубу на носу и корме. Средняя часть судна (около трети длины) оставалась открытой. Грузоподъемность их составляла 4 — 4,5 т. На внутреннюю обшивку опирались шесть или восемь скамей для гребцов. Благодаря малой осадке (около 0,5 м) и большому соотношению длины и ширины (5:1), судно обладало сравнительно большой скоростью плавания. Как морские, так и речные ушкуи несли единственную съемную мачту, располагавшуюся в центральной части корпуса, с одним косым или прямым парусом. Навесных рулей на ушкуи не ставили, их заменяли кормовые рулевые весла.

-5

Речной ушкуй (на видах сверху и в нос парус и мачта условно не показаны):

1 — носовая балка; 2 — киль; 3 — опруга; 4 — скамья; 5 — елани; 6 — гнездо для крепления мачты; 7 — хомут; 8 — мачта; 9 — верхний внутренний пояс обшивки; 10 — нижний внутренний пояс обшивки; 11 — клинья-кочети (уключины); 12 — кормовая балка; 13 — носовая растяжка; 14 — парус; 15 — перекладина; 16 — нащечины; 17 — боковая растяжка; 18 — веревка крепления перекладины; 19 — веревки управления парусом; 20 — гребное весло

Речной ушкуй имел длину 12—14 м, ширину около 2,5 м, осадку 0,4—0,6 м и высоту борта до 1 м. Грузоподъемность достигала 4—4,5 т. Укрытий ни в носу, ни в корме на нем не было. Благодаря симметричным образованиям носа и кормы ушкуй мог, не разворачиваясь, моментально отойти от берега, что приходилось часто делать при набегах.

Речные ушкуи вообще отличались своей конструкцией от морских, и не только наличием палубы. Так, по мнению ряда историков, речные ушкуи представляли собой лодки вместимостью до 30 человек. Киль был широким и плоским. Одинаково изогнутые носовая и кормовая балки соединялись с килем деревянными гвоздями или в потайной шип. Корпус набирался из тесаных досок. Первый пояс обшивки крепился к килю такими же гвоздями, остальные сшивались между собой ивовыми прутьями с креплением к штевням нагелями. Верхний пояс обшивки был толще остальных примерно в полтора раза. Цельногнутые опруги монтировались в уже готовый корпус и прибивались к наружной обшивке только деревянными гвоздями. Внутренняя обшивка не была сплошной: по днищу в виде елани свободно лежали доски, чуть выше скулы шел внутренний пояс (толщиной, как и наружная обшивка), на который опирались скамьи для гребцов, а верхний пояс находился на уровне последнего наружного и крепился к опругам гвоздями. Толщины внутреннего и верхнего поясов были равными с соответствующими наружными. Планширь (деревянный брус с гнездами для уключин, идущий вдоль борта лодки и прикрывающий верхние концы шпангоутов) отсутствовал. В зазор между обшивками вставляли клинья-кочети, которые служили опорами для весел. Утолщенные последние пояса наружной и внутренней обшивок обеспечивали достаточную прочность борта при возможном абордаже или при перетаскивании ушкуя через переволоку.

Автор А.ШИРОКОРАД

Ушкуй. Современная реконструкция.
Ушкуй. Современная реконструкция.

Ушкуй оказался как нельзя более подходящим для «набеговых операций» и походов в дальние земли. Небольшой вес и прочная конструкция позволяли перетаскивать суденышко по суше на приличное расстояние. Низкий силуэт способствовал скрытному перемещению. А еще, ушкуй был маневренным и скоростным, по меркам своего времени, плюс хорошая вместительность и грузоподъемность, чего еще желать ватажникам? Они, видимо, и не желали, не зря же их прозвали «ушкуйниками»!

Шитики на реке Лене. Гравюра 19 века.
Шитики на реке Лене. Гравюра 19 века.

Шитик - небольшое плоскодонное парусно-гребное судно, длина могла достигать 10 метров, ширина 4 метров. При постройке шитиков обшивочные доски между собой сшивались распаренной вицей, кожей и жгутами, сделанными из мочала, а также ивовыми ветвями, рыбьими жилами. Похожие лодки, меньших размеров, до сих пор встречаются на севере нашей страны.

Это суденышко было удобным для передвижения по мелководным речкам и протокам, а также, когда требовалось часто перетаскивать суда через необорудованный волок. Активно использовалось при северных походах новгородцев.

Ушкуй стал идеальным десантным средством русского средневековья, но и все остальные типы плавательных средств, перечисленные в цикле «Ушкуйники, средство доставки» активно использовались новгородцами для различных нужд, в том числе и военных.

-8

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:

Ушкуйники. История возникновения.

Ушкуйники. Частное войско.

Ушкуйники. Судовая рать.

Ушкуйники. Морская пехота Новгорода.

Ушкуйники. Воинская традиция.

Ушкуйники, средство доставки. Челн, лодья, струг, набойная лодья.

Ушкуйники, средство доставки. Заморская лодья и Коч.

-9