Маршал Михаил Тухачевский, расстрелян в 1937 г. как германский шпион. А до этого успел получить прозвище «Красный Наполеон» за свои новаторские идеи по ведению военных действий. Именно он стал инициатором разработки в СССР таких новинок как радиоуправляемые танки, беспилотные самолеты, самонаводящиеся ракеты. Увы, технологии тех лет в СССР не позволили сделать эффективные модели указанного вооружения, а ведь на это были потрачены большие сумы из бюджета страны. Это тоже припомнили маршалу во время следствия.
Но сегодня разговор не об этом. Малоизвестным фактом из жизни красного маршала является то, что он был ярым поклонником язычества. По крайней мере, так утверждает историк Сергей Минаков в своей книге «Сталин и заговор генералов».
С чего все началось
Начало 20 века в России называют серебряным веком русской поэзии. Но в это время «расцвела» не только поэзия. Люди увлекались традиционными и нетрадиционными религиозными и духовными течениями. Особо стоит выделить увлечение русским язычеством. Тогда многие зачитывались романом Дмитрия Мережковского «Юлиан Отступник». Подался этому влиянию и сын смоленского дворянина Михаил Тухачевский.
Во время Первой мировой он попал в немецкий плен, где познакомился с французским офицером Пьером Фарваком (по некоторым данным его звали Реми Рур). Француз часто потом вспоминал, что будущий маршал признавался в своей ненависти к князю Владимиру Святому, за то, что он крестил Русь и отказался от своих исконных богов. По мнению Тухачевского, крещение привело к тому, что Русь попала под власть западной цивилизации.
Минаков в своей книге приводит цитату, которую приписывает Тухачевскому: «Мы должны были сохранить наше грубое язычество, наше варварство».
Француз вспоминал, что однажды застал русского за странным занятием – он что-то вырезал из куска цветного картона. Тухачевский показал свою работу французу, это был какой-то идол. По словам Тухачевского, это был Перун «славянский бог войны и смерти». Фарвак так описывал увиденное: «горящие глаза, огромные уши, черное отверстие рта, причудливый нос». Тухачевский поле объяснения французу поставил идола на стол и встал перед ним на колени.
Именно восстановленное язычество должно было стать, по замыслу маршала, новой религией славян. А марксизм, «религию» большевиков, он считал излишне цивилизованной.
«Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись одновременно к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут, – уверял Тухачевский. – Есть Даждь-бог – бог Солнца, Стрибог – бог ветра, Велес – бог искусств и поэзии, наконец, Перун – бог грома и молнии. После раздумий я остановился на Перуне, поскольку марксизм, победив в России, развяжет беспощадные войны между людьми. Перуну я буду каждый день оказывать почести».
В 1919 году в ранге красного командарма, Тухачевский пишет докладную записку в Совнарком, в котором утверждал, что государственной религией РСФСР должно стать язычество (напомним, что тогда еще религия не была «опиумом для народа» и с ней еще не боролись). Записка члена Реввоенсовета была воспринята на полном серьезе. После обсуждения предложение было отклонено. Однако Юлия Кантор, биограф Тухачевского, считает данный эпизод из его жизни розыгрышем.
Однако известен другой факт – Леонид Сабанеев, утверждал, что командарм сочинил своеобразную пародию на литургию, которую впоследствии отслужил перед «иконами» Маркса и Ленина.
Но как бы там не было, язычество красного маршала не нашло отклика в новой власти, так как она взяла курс на искоренение любой религии. Да и Сталину, как выпускнику семинарии, вряд ли понравилось бы молиться Перуну.