Всегда тех, кто принимает участие в создании чудес науки, участвует в проектах меньше всего упоминают в источниках. И не обошло это нишу по созданию атомных самолетов. Всех кто может собрать и обобщить уникальный опыт, в живых остаётся, увы, всё меньше. А знаем мы о них крохи.
Участник проекта, учёный секретарь НИИ авиационного оборудования Александр Васильевич Курганов, в прошлом ведущий инженер по лётным испытаниям Лётно-исследовательского института и руководитель бригады по испытаниям бортового оборудования на летающей атомной лаборатории поведал свою историю.
Руководитель советского атомного проекта Игорь Васильевич Курчатов решил, что пришло время поставить вопрос о создании атомного самолёта.
Преимущества:
-практически неограниченная дальность и длительность полёта при минимальном расходе топлива — всего несколько граммов урана на десятки часов полёта
-заманчивые перспективы перед военной авиацией.
Однако первые проработки проекта показали, что полностью защитить самолёт от выхода радиоактивных излучений за пределы конструкции реактора не удаётся. Решение - создать теневую защиту кабины пилотов, а всё бортовое оборудование вне кабины, подверженное гамма-нейтронному облучению, самым тщательным образом обследовать.
Союз или содружество инженеров и конструкторов, специалистов по авиационному оборудованию и физиков-ядерщиков нашли свое решение, не без подключения первой атомной электростанции в Физико-энергетическом институте им. А. И. Лейпунского (ФЭИ), облучательных установок в филиале Физико-химического института им. Л. Я. Карпова (ФХИ) в Обнинске.
Результат показал реальную радиационную стойкость бортового авиационного оборудования и наиболее чувствительные изделия, элементы и материалы, выявлена «иерархия» радиационной стойкости по видам оборудования, решены другие важные вопросы.
Далее дело за малым или за большим - спроектировать наземный стенд летающей атомной лаборатории (ЛАЛ).
Стенд нужен был для проведения дозиметрических исследований в реальной конфигурации самолёта Ту-95М, а также для оценки работоспособности изделий в реальных условиях.
Однажды на водной поверхности бака обнаружили обильную белую пену. Образцы этой пены возили в Семипалатинск. Результатов ноль. На объект прилетел один из ведущих специалистов ИАЭ и посоветовал первым делом промыть бак реактора спиртом. Результата опять нет. Аппарат пенит и только когда нашли кусок резины (как он там оказался история умалчивает) все стало на свои места. Вот так.
Дозиметрические и другие исследования в условиях полёта показали, что во время работы реактора дальность радиосвязи сокращается под воздействием потока нейтронов, а находящийся в специальных ёмкостях вне защищённой кабины кислород, которым экипаж дышит во время высотного полёта, подвергается активации (в нём обнаружили молекулы озона — О3). Элементы электрооборудования работали достаточно устойчиво.
Но масштабная и очень интересная работа по созданию атомного самолёта не была завершена. Программу закрывают.
Курганов А.В. оказывается занимался разными лётно-космическими экспериментами, лётными испытаниями на первом сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144 и запуском космического корабля многоразового использования «Буран».
Он получал разные награды, но самая дорогая среди них — часы, которые вручил ему Генеральный конструктор академик Андрей Николаевич Туполев за участие в проекте создания атомного самолёта. Часы живы и по сей день, семья инженера гордиться ими.
Источник Наука и жизнь. №7 ,2010.
Благодарю за интерес!
Как могут влиять отцы на развитие детей. Позиция П.Е. Чехова.
Снятая дамой юбка, накинутая на голову мужчине помогла избежать трагедии...
В небе, после 27 сентября 2019, не поставленный на учет беспилотник приводит к штрафу
Не тратьте время на призрака и вампира
Покорили Эверест (Everest) оставили экскременты
Многие совершают ошибку, пытаясь что-то доказать психопату
Нет счастливых мест, есть счастливые люди