Найти тему
Дикое поле

Лучшие кавалеристы империи.

На протяжении столетий римляне обладали лучшей армией на всем Евразийском континенте, перед которой не существовало никаких преград, но проблемы у нее тоже имелись в наличии, главной из которых являлось почти полное отсутствие конницы, необходимой и на поле боя, и для разведки, и для патрулирования границ. Сами римляне организовать мощную конницу не могли, что и понятно - далеко не каждый мог позволить себе содержать хорошую боевую лошадь и полное кавалерийское вооружение и тут римлянам как раз кстати пришлись воинственные союзники, среди которых особое место занимали нумидийцы, берберы и мавры, по праву получившие звание лучших кавалеристов империи.

Берберский всадник.
Берберский всадник.

Контакты между римлянами и жителями Северной Африки начались ещё во время Рунических войн, а уже во время гражданской войны 49-45 годов до н. э последние уже активно сражались на стороне Гая Юлия Цезаря против Помпея. Преемники Цезаря по достоинству оценили высокие боевые качества воинов из Северной Африки, которых они без разбора называли маврами (от греческого "маврос" - "черный") и продолжили традицию формирования из них боевых соединений.

Триумф Цезаря после победы над Помпеем, в которой есть немалая заслуга мавританских всадников.
Триумф Цезаря после победы над Помпеем, в которой есть немалая заслуга мавританских всадников.

Со стороны мавританские всадники казались несерьёзным воинством: голодранцы, вооруженные несколькими дротиками с железными наконечниками и восседающие на лошадях, которые более походили на ослов, но это впечатление было обманчиво. Мавританские всадники по праву считались одной из самых лучших и боеспособных частей римской армии. Если общепринятым принципом пополнения рядов римского войска был набор рекрутов из всех слоев населения (позже - вербовка кого ни попадя), то отбором в мавританские когорты римской армии занимались лично вожди подвластных Риму племен, для которых это был ещё один шанс показать свою верность империи. Вооружали они их тоже за свой счёт и вооружение было слабым только на первый взгляд. Дротики, служившие у мавританских конников основным оружием дальнего боя (хотя, конечно, среди них были и лучники, и пращники), несмотря на внешнюю примитивность, были очень опасным оружием, которым мавр запросто мог прошить навылет даже очень хорошо защищённого всадника противника с расстояния более 100 метров (по крайней мере, славившийся своими безумствами римский император Коммод, бравший уроки владения холодным оружием у мавров, однажды на арене Колизея истребил дротиками 100 львов, причем нередко один дротик, пущенный его рукой, убивал сразу по 2-3 животных). После израсходования дротиков мавры пускали в ход мечи-гладиусы, во владении которыми они достигли таких высот, что их нередко называли мавританским изобретением, хотя гладиусы были изначально изобретены римлянами и предназначались для вооружения пехоты, а не кавалерии.

Мавританский дротик.
Мавританский дротик.
Гладиус.
Гладиус.

Защитное вооружение мавританских воинов тоже было на высоте, хотя в его состав и не входили металлические доспехи. Основной защитой туловища служила туника из особым образом изготовленной хлопковой ткани, которую не брал даже топор, а сверху, как защиту от непогоды, мавры носили плотный плащ или шкуры диких животных - львов, леопардов, медведей - которые в бою наматывали на руку наподобие импровизированного доспеха, а в походе использовали заместо постели. Кроме того, в состав защитного снаряжения мавританских всадников входил небольшой щит из выдубленой слоновьей кожи и, хотя он не мог служить серьезным препятствием на пути оружия противника, он не мешал ведению поединка, а главное - не сковывал действия всадника, ведь уже тогда всем стало понятно, что основная защита лёгкого кавалериста не прочная броня, а высокая маневренность.

Щит мавританского всадника.
Щит мавританского всадника.

Основной секрет высокой боеспособности мавританских всадников заключался в использовании ими особой породы лошадей, одной из древнейших на планете Земля. Выведенная в пустыне Сахара берберийская (или варварийская) лошадь славится как крепкая, чрезвычайно выносливая, резвая и восприимчивая лошадь, обладающая к тому же спокойным нравом, необходимым при обучении верховой езде и конному бою, а также не требующая особого ухода, хотя мавры этим качеством никогда не злоупотребляли - своих лошадей они ходили и лелеяли, даже в походе предпочитали передвигаться не на них, а на верблюдах, пересаживаясь только перед боем.

Берберийская лошадь.
Берберийская лошадь.

Римляне приняли правильное решение, доверив североафриканским воинам показывать свою крутость воюя за империю, а не против нее. Завоевавшие в боях звание лучших кавалеристов империи, мавританские всадники верно служили Риму во всех его войнах, особо отличившись в Дакийских войнах (101-105), где они вели разведку, громили обозы и деревни даков, захватывали переправы и проходы в Карпатах, а в период кризиса Римской империи (IV-V века) являясь единственной надежной опорой императорской власти. Лишь после окончательного падения Западной Римской империи в 476 году мавританские всадники перешли на службу к новым хозяевам Северной Африки - государству вандалов, которым служили вплоть до арабского вторжения.

Мавританская кавалерия. Барельеф с колонны Траяна, Рим.
Мавританская кавалерия. Барельеф с колонны Траяна, Рим.