Виктор Старухин ― русская легенда японского бейсбола. "Голубоглазый японец" стал первым иностранцем в японском бейсбольном Зале славы. После Второй мировой войны этот вид спорта стал очень популярным в Стране Восходящего Солнца. А самым успешным японским бейсболистом и одним из лучших в XX веке по праву считается Виктор Старухин ― эмигрант из Российской империи. Однако имя национального героя почти неизвестно на его родине, в России.
Виктор появился на свет в 1916 году на Урале, в Нижнем Тагиле. Его родители ― Константин и Евдокия Старухины были зажиточными людьми и владели лесопилкой. Во время гражданской войны семья симпатизировала белогвардейцам. Поэтому в 1919 году, когда Русская армия под командованием Колчака начала отступать, Старухины поехали в Китай.
Месяцы пути по Транссибу, истощение, тиф... Наконец семья с грудным младенцем Виктором прибыла в Харбин. Отец пробовал наладить бизнес в Китае, но безуспешно. И в 1925-м, когда Виктору исполнилось 9 лет, семья решила переехать на японский остров Хоккайдо.
Под именем Viktor Starffin будущий спортсмен провел школьные годы в городе Асахикава. Там он познакомился с популярной игрой якю ― японским бейсболом. Вскоре он стал одним из лучших игроков. Голубоглазый атлет с ростом 193 см и весом 104 кг сильно выделялся на фоне сверстников. Тогда в Японии по закону запрещалось заниматься профессиональным спортом и одновременно учиться в университете. Виктор встал перед непростым выбором и решил попрощаться с бейсболом, чтобы стать студентом университета Васэда.
В это же время отца Виктора обвинили в убийстве русской эмигрантки. Та была его любовницей и он зарезал ее из ревности. По другой версии она была агентом советской разведки и добывала для СССР сведения о бывших белых эмигрантах. Отцу грозил серьезный тюремный срок, а его родным ― депортация, но вмешался Мацутаро Сёрики. Сёрики, филантроп и медиамагнат, издатель крупнейшей в Японии газеты "Ёмиури", также владел бейсбольной командой "Токио Кёдзин". Он предложил Старухину-старшему протекцию в суде в обмен на переход Виктора в его бейсбольную команду. В случае отказа бизнесмен обещал вывести историю убийства на первую полосу своей газеты.
Виктор выбрал карьеру бейсболиста, а его отцу дали минимальный срок, 2 года, за непреднамеренное убийство. В 1934 году во время тура в США один из американских бейсбольных клубов предложил Старухину подписать контракт. Но он отказался и благодаря этому стал в Стране Восходящего Солнца национальным героем. В 1939-м Виктор сменил имя на Суда Хироси и дважды подавал документы на японское гражданство. Но ему отказали.
В 1944 году, в разгар Второй мировой войны, сезон в японской бейсбольной лиге отменили. Виктор остался без заработка. Его с женой и маленьким сыном отправили в лагерь для интернированных иностранцев и дипломатов в городке Каруидзава. По окончании войны Старухины уехали из лагеря домой, и Виктор вернулся в профессиональный бейсбол. Спустя несколько лет он стал первым бейсболистом в Японии, имевшим за плечами 200 выигранных матчей. В 1952-м Старухин вошел в сборную звезд японской лиги бейсбола, а к 1955-му увеличил количество выигранных матчей до 303.
Но удача отвернулась от него: Виктору не удавалось заключить контракт ни с одним бейсбольным клубом. Он перебивался выступлениями на радио и съемками в японских телешоу, жена подрабатывала в парикмахерской. Виктора преследовали приступы паранойи на фоне депрессии и злоупотребления алкоголем. Он не ложился спать без бейсбольной биты. В 1957 году, за 4 месяца до своего 41-го дня рождения, Виктор Старухин трагически погиб. Его автомобиль врезался в вагон поезда. Позднее судмедэксперты установили, что в ту ночь за рулем Старухин был пьян.
Спустя более 20 лет именем великого японского бейсболиста, так и не ставшего подданным Японии, назвали стадион на 25000 зрителей в Асахикаве. Перед стадионом стоит двухметровый памятник Виктору Старухину, а внутри ― музей в его честь.