Найти тему
мои дороги

Рыцарь святого Грааля в пиджаке и с сигаретами - как вам такое?

Нет, речь не пойдет о дресс-коде для посещения театра, хотя, конечно, именно в театр оперы и балета  традиционно хочется одеться понаряднее. Речь пойдет о костюмах на сцене, вернее о странной тенденции одевать в современные костюмы тех, кто по сюжету действует в совсем других временах. И по странному стечению обстоятельств последние такие примеры я видела именно на спектаклях по операм Вагнера, и ладно бы их ставили во всех театрах, но их у нас по пальцам можно посчитать.

Тангейзер в спектакле Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко удивил меня стриженной наголо головой и пальто. А вот Лоэнгрин в одноименной опере, поставленной театром Новая опера, предстал в образе нового русского, этакого бизнесмена или политика, жестами приветствующего своих избирателей. Честно, такой образ никак в моем представлении не вязался с образом рыцаря святого Грааля.

Картинка из Википедии
Картинка из Википедии

Как я прочитала впоследствии – не сама додумалась, нет – происходит некоторое смещение акцентов, и режиссер встает на сторону Эльзы, которая не может до конца поверить человеку, становящемуся ее мужем и не хотящему назвать даже свое имя. Ну, ладно, то, что он ходит в костюме-тройке на фоне всех остальных в длинных плащах и с мечами, я могу понять – такой Рыцарь из будущего, герой вне времени. Но когда он смотрит на часы, достает сигареты, а в некоторых вариантах оперы (да, они, оказывается, отличаются) звонит по мобильнику, вот такого я понять не могу. И, видимо, не только я, поскольку в момент, когда Лоэнгрин выстрелил из миниатюрного пистолетика в нападавшего на него Фридриха, захохотал весь балкон. И все это действо проходило на фоне очень минималистичных декораций и разъезжающего в инвалидном кресле короля Генриха Птицелова.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра
Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Ну, ладно, может, это такое видение режиссера. Тем не менее, опера осталась оперой, и она прекрасна. Музыка Вагнера – это нечто!  И слушать его музыку - огромное наслаждение! Кроме оркестра в боковых ложах над сценой периодически звучали трубы - это было здорово.

Голоса тоже меня порадовали. Больше всего, наверное, мне понравились женские партии: Эльза в исполнении Ольги Терентьевой (она еще и красивая очень) и Ортруда - Анастасия Бибичева.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Лоэнгрина пел Михаил Губский, пел хорошо, но вот пиджак и вообще вся его внешность…, но это я опять возвращаюсь к недостаткам (на мой взгляд), а опера, тем не менее, прекрасна, и я получила большое наслаждение. И я рада, что в Новой опере ее поставили.