Вряд ли в сентябре 1944 года немцы четко осознавали, чего именно они собираются добиться захватом расположенного теперь уже далеко восточнее сухопутной линии фронта острова Гогланд. С потерей эстонского побережья терялся и смысл обладания островом: удержание и снабжение столь удаленного гарнизона создавало гораздо больше проблем обороняющимся, нежели атакующим. Но, как известно, приказы не обсуждаются. Особенно в германской армии.
Финские войска
На Суурсаари дислоцировался 12-й полк береговой артиллерии (Rannikkotykistörykmentti 12, RTR 12), которым командовал подполковник Мартти Миеттинен. По финским меркам это была весьма боеспособная часть, имевшая на вооружении многочисленные современные береговые и зенитные орудия. Немцы, напротив, были весьма невысокого мнения о людях Миеттинена, считая их бездельниками, прячущимися в тылу (полк не участвовал в боевых действиях с 1941 года).
Летом 1944 года полк еще усилили, но за последние две недели его огневая мощь и численность личного состава значительно сократились. По условиям перемирия, Суурсаари и соседние острова должны были быть переданы Советскому Союзу, и финны к этому активно готовились. За период с 4 по 14 сентября на материк были выведены 344 военнослужащих. Из 1712 оставшихся 75 составляли офицеры, 314 – унтер-офицеры и 1323 были солдатами. С острова успели вывезти значительную часть тяжелого вооружения – три батареи тяжелых орудий (18-я и 20-я, имевшие на вооружении 152-мм пушки, 21-я, вооруженная 122-мм орудиями) и одну легкую батарею (200-я, вооруженная 75-миллиметровками). На Суурсаари к 15 сентября оставались лишь две 122-мм гаубицы и небольшое число пушек калибра 75-76-мм. К счастью для финнов, не успели эвакуировать дивизион полковых 120-мм минометов, которым предстояло сыграть очень большую роль.
Вывезли также все прожекторы, 40 пулеметов с расчетами (осталось только 24) и половину всех боеприпасов. Несмотря на то, что на Суурсаари все еще находился личный состав роты береговой обороны, ее вооружение уже отправилось в Финляндию. В рамках мероприятий по эвакуации финские войска проделали ходы в препятствиях из колючей проволоки и частично демонтровали сеть полевой телефонной связи.
Финны до последнего считали, что для немцев Суурсаари, оказавшийся в середине сентября уже сильно восточнее сухопутной линии фронта, интереса не представляет. Сомнения появились только 11 сентября, когда генштаб Финляндии приказал командованию RTR 12 приостановить вывод войск на материк "из-за задержек в мирных переговорах". Два дня спустя полк получил приказ о приведении в повышенную боевую готовность. Чтобы хоть как-то усилить гарнизон, из Котки переправили шесть оказавшихся под рукой русских 47-мм пушек времен Первой мировой войны. Увидев этот раритет, немецкие связисты из расчетов РЛС вдоволь повеселились (как потом оказалось, очень напрасно). В пустых капонирах вместо эвакуированных орудий поставили деревянные макеты, настоящие же пушки сконцентрировали в угрожаемых районах высадки и замаскировали.
Единственным финским подразделением, имевшим свежий боевой опыт, была 3-я рота 7-го пехотного батальона. В июне 1944 года она принимала участие в кровопролитных боях на островах Туппура и Тейкари, где понесла большие потери.
Немецкие войска
План Tanne Ost предусматривал, что Кригсмарине доставят на Гогланд десант и поддержат высадку огнем в случае необходимости. Личный состав десанта набирали "с бору по сосенке": сопротивления никто не ожидал, более того, немцы всерьез рассчитывали, что финский гарнизон добровольно перейдет на германскую службу.
Хотя в 1944 году качество немецких войск было "уже не то", но даже на общем безрадостном фоне собранные адмиралом Бурхарди вояки смотрелись уныло. Так, семь пехотных рот 531 батальона береговой артиллерии насчитывали всего 580 человек. 650 человек из 68 пехотного полка большей частью были вчерашними обозниками. Артиллеристы 533 и 629 батальонов береговой артиллерии никогда не участвовали в наступательных действиях. Батальон зенитчиков располагал только несколькими 20-мм скорострельными пушками, а две инженерные роты суммарно имели 80 человек личного состава и 40 резиновых лодок.
Для доставки десанта были выделены: 3-я флотилия искателей мин под командованием капитана Киффера, быстроходные десантные баржи Marinefährprahm, корабли ПВО и 1-я флотилия тральщиков. Самыми крупными судами были три искателя мин класса M (Minensuchboot) и два зенитных корабля Flakjäger. Флотилия тральщиков была оснащена катерами класса R (Minenräumboot). Кроме того, имелся эстонский буксир с гражданским экипажем и торпедный катер S67.
Весь этот фестиваль должна была поддерживать 6-я флотилия эсминцев (3 эсминца и 2 торпедных катера), отправленная на западную сторону острова Суурсаари с приказом оказать огневую поддержку в случае необходимости. Кроме того, оперативному соединению крейсера «Принц Ойген» было приказано подготовиться к возможной переброске в восточные районы Финского залива. Люфтваффе пообещали в случае необходимости оказать авиационную поддержку двумя эскадрильями пикировщиков, прикрытых дюжиной истребителей.
После захвата острова планировалось развернуть там две мобильные батареи 170-мм и 105 мм пушек, которые в дальнейшем были бы заменены стационарными. Излишне говорить, что эта часть плана была совершенно утопичной.
Непосредственное командование операцией Tanne Ost принял капитан цур-зее Карл-Конрад Мекке, получивший Рыцарский крест за отражение британского десанта в Сент-Назере. На подготовку у него было всего несколько дней, причем нужно было учесть три возможных сценария:
- Финны оказывают лишь символическое сопротивление или соглашаются сдать позиции без боя;
- Финны оказывают сильное сопротивление;
- Остров уже в руках Красной Армии.
За 15 минут до начала атаки Мекке и корветтен-капитан Эмиль Киффер должны были высадиться на Гогланде и потребовать сдать остров со всем тяжелым вооружением, пригрозив применением силы. Всем желающим финским солдатам будет разрешено присоединиться к немецким войскам, остальные смогут мирно отбыть на материк. 14 сентября, за шесть часов до запланированной высадки оперативная группа Мекке покинула Таллинскую гавань.
14 сентября для защитников острова прозвенел первый тревожный звонок: наблюдатели засекли немецкий минзаг, ставивший мины у Котки. В свое оправдание немцы сообщили какую-то чушь, дескать, заграждение нужно для сдерживания высадки советских десантов, но финны сразу же поняли, что истинной целью была блокада Суурсаари. Получив это известие, Миеттинен немедленно приказал занять боевые позиции; эффект внезапности немцами был полностью утрачен...
Следующая статья: разгром десанта на Гогланде
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.