Синдром смены часовых поясов или джетлаг — это, по сути, рассинхрон циркадного ритма человеком и природного суточного ритма, который возникает от быстрой смены часовых поясов при перелётах.
Лететь на запад в плане джетлага всегда легче, чем на восток. Есть даже пословица по этому поводу: West is best, East is a beast.
К примеру, летим из Москвы в Нью-Йорк прямым рейсом. Разница во времени 8 часов, но, вылетая в четыре дня, на месте мы будем в районе шести вечера. Наш день удлиняется, что даётся гораздо легче, так как в биологических сутках человека часов не 24, а около 25.
Учёные из университета Мэриленда, США под руководством профессора Мишель Гирван построили математическую модель джетлага и она показала, что для восстановления после такого перелёта человеку в среднем нужно 8–9 дней.
Теперь летим обратно, но не сразу, а уже войдя в новый ритм. Итак, рейс Нью-Йорк — Москва с той же разницей во времени, но сейчас мы летим на восток. По факту вылетев в час дня, мы прибудем на место только в 6 утра по местному времени. Здесь весь день впереди, а на внутренних часах пора спать. Как показывает практика, привыкнуть за один день к новому времени, просто дотерпев до вечера, не получится, на восстановление уйдёт до 2 недель.
На всякий случай поясню, что джетлаг не зависит от длительности перелёта, а только от направления. К примеру, если лететь из Парижа в Йоханнесбург, то мы просто устанем от многочасового рейса, но самого синдрома не будет ведь часовой пояс тот же. Нет смены — нет проблемы.
То есть нет разницы в часовых поясах — нет джетлага!
Сам джетлаг может проявляться в нарушениях пищеварения, головных болях, усталости, нарушениях сна, раздражительности, дезориентации и даже депрессии. Серьёзный букетик нарушений.
А тут ещё учёные из университета Беркли, оценив результаты эксперимента над хомяками, сделали вывод, что от джетлага страдает мозговая деятельность.
Суть опыта была в следующем:
Взяли две группы ушастых и одну держали в условиях стабильной смены времени суток — 14 часов дня и 10 часов ночи, а второй устроили нон-стоп десинхроноз — каждые 3 дня в течение месяца их сутки двигали на 6 часов назад, что примерно соответствует перелёту из Москвы в Токио. Две недели спустя учёные стали измерять способности животных к обучению и запоминанию. В итоге результаты грызунов, измученных джетлагом, оказались более слабыми, вернее они не запомнили ничего.
Причём эффект этих издевательств над животными оказался долговременным. Через 4 недели после нормализации дня и ночи новый эксперимент показал, что хомяки, подверженные десинхронии, не восстановили способность к нормальному обучению.
Учёные объясняют такой результат изменениями в мозге подопытных. Анализы показали, что в гиппокампе стало образовываться в половину меньше новых нейронных связей, чем у контрольной группы.
За всю эту историю отвечает гормон тьмы — мелатонин. Если коротко, то свет блокирует его выработку. Информация о степени освещённости поступает, что логично, через сетчатку глаза. Есть теория, что мелатонин не запускает процесс засыпания напрямую, а открывает ворота сна — период, когда организм начинает расслабляться и готовиться ко сну.
Но возникает резонный вопрос: пилоты и бортпроводники как-то же ж
Здесь работает тренировка и опыт. Каждый, чья работа связана с постоянной сменой часовых поясов, разрабатывает свой план по молниеносному возвращению в строй. Например, в статье BBC один из пилотов поделился правилом «11 часов утра»: если он успевает добраться до отеля к этому времени, то спит пару часов, если нет — бодрствует до вечера и ложится в обычное для себя время.
Универсальных советов по поводу борьбы с джетлагом не будет, потому что организм каждого из нас индивидуален. Надо просто запомнить, что это нешуточная встряска для организма, после которой нужно дать себе передышку.