Судьба больших артиллерийских кораблей, во Вторую Мировую войну, оказалась незавидной. Ни толстая броня, ни главный калибр не спасали гигантские линкоры от налетов пикировщиков и торпедоносцев и операций морских диверсантов, которые, рано или поздно, добивались своей цели.
Но порою, только одно их присутствие на театре военных действий влияло на общую обстановку и на расклад сил. Типичный пример - судьба знаменитого линкора Тирпиц. В боевых действиях он почти не участвовал. Однако, одним своим именем рассеивал отдельные союзные караваны и привлекал несоразмерные силы флота и авиации Великобритании. Английские адмиралы и политики называли его не иначе как "чудовищем", а его уничтожение стало делом чести для Royal Navy.
Тирпиц спустили на воду в апреле 1939 года, менее, чем через три года после того, как корпус корабля заложили на большой верфи Кригсмарине в Вильгельмсхафене. Это был гигант, водоизмещением более 40 тысяч тонн и главным калибром в 38 сантиметров, буквально утыканный множеством морских и зенитных орудий. Его назвали в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, кайзеровского морского министра и автора идеи тотальной подводной войны. Сам адмирал до этой счастливой минуты не дожил, но, оставаясь, до самой смерти, радикальным немецким националистом и англофобом, наверняка порадовался бы.
Планировалось, что такие мощные корабли, в компании с новейшими немецкими авианосцами, прервут, наконец, гегемонию британского флота в Северной Атлантике. Но до германских авианосцев дело так и не дошло. Чудовищным, по силе залпа, линкорам, пришлось довольствоваться скромной ролью "свободных охотников" и разрушителей британских коммуникаций, которая, прямо скажем, тоже у них не задалась.
В мае 1941 года, практически в первом же походе , в результате погони с драматичным сюжетом, англичане утопили брата-близнеца Тирпица, первенца серии, линкор Бисмарк. От такого оглушительного дебюта, командование Кригсмарине долго не решалось пускать второй корабль в ход, справедливо полагая, что он сразу станет новой приоритетной целью.
Зимой 1942 года Тирпиц все же пришел в норвежские воды, где и провел, в удобных фьордах, большую часть времени. Удивительно, что британцы, имевшие на ТВД подавляющее преимущество в боевых кораблях, нередко впадали в панику при одном только намеке на появлении Тирпица в открытом море.
Так погиб знаменитый конвой PQ-17, когда его боевое охранение, напуганное движением линкора, приказало грузовым судам рассеяться. Причем сам Тирпиц не произвел по PQ-17 ни единого выстрела. Лишенные защиты транспорты, уничтожались авиацией и субмаринами. В итоге, было потоплено 24 судна разных типов.
После такой звонкой пощечины, к которой сам "Тирпиц" был причастен лишь косвенно, уничтожение линкора стало идеей-фикс британских адмиралов. И королевская семья, и Премьер-министр, и представители обеих палат британского Парламента, почти ежедневно интересовались, как обстоят дела с потоплением "чудовища".
Всего, против немецкого линкора было предпринято 15 операций, с очень поэтичными названиями. Его пытались уничтожить с помощью управляемых подводных торпед, морских коммандос, пикировщиков, торпедоносцев, особых морских мин, специально разработанных по такому случаю. Каждая из операций становилась, в своем роде, шедевром военно-морского планирования, но, непозволительно долгое время, нацистский монстр оставался на плаву.
Любопытно, что СССР, который не имел столь амбициозных целей, едва не перехватил пальму первенства из рук англичан. В июле 1942, немецкий линкор был атакован лодкой К-21, под командой кавторанга Лунина. Тогда торпеды прошли чуть в стороне. Тирпицу, до поры, до времени, вообще очень везло.
Первой удачной атакой на линкор считается рейд британских мини-подлодок класса "Экс", в рамках операции Source (Источник) . Две крохотных субмарины привезли прямо "под нос" Тирпицу, стоявшему на якорной стоянке в Каафьорде, 2-тонные мины. Корабль потом ремонтировали полгода.
Едва он вновь вышел в море, весной 1944, готовые к этому англичане подвергли его волнообразной атаке торпедоносцев Fairey Barracuda. Матчасть линкора, в результате налёта, пострадала не особо сильно, но он понёс самые тяжелые потери в личном составе, с начала боевых действий. Барракуды вывели из строя почти его четверть экипажа.
Затем, после целого ряда малоуспешных, либо вовсе провальных попыток, британцы попросили о совместных действиях командование нашего Северного флота. С советского аэродрома Ягодник в небо поднялись четыре британских гиганта Avro Lancaster.
Один из них и "угостил" Тирпиц пятитонной бомбой «Толлбой» , превратившей гитлеровскую гордость в плавучую батарею.
Добили его в ноябре 1944 года, в бухте Тромсё, с помощью все тех же пятитонных бомб, предназначенных для уничтожения подземных бетонных бункеров. Англичане оказались весьма последовательными, а Тирпиц - слишком везучим. Всё это превратило уничтожение далеко не самого результативного корабля, в целую эпопею. Самую дорогостоящую в истории череду морских операций. Скромная результативность линкора компенсировалась огромными средствами, которые были затрачены на его уничтожение.
Ставьте палец вверх, если материал показался вам интересным и подписывайтесь. Спасибо!