Найти тему
HAPPY KELPIE

Танцы молли из Восточной Англии

Оглавление

Джозеф Нидем и Артур Л. Пек. Опубликовано в «Журнале Общества английской народной песни и танца» т. 1, №2 за декабрь 1933 года (стр. 79-85)¹.

__
Перевод с английского выполнен Миладой Леоновой под редакцией Андрея Елагина специально для Happy Kelpie.

Happy Kelpie исполняют Mucky Porter, авторский танец молли британской команды Ouse Washes Molly Dancers.

Введение

На протяжении добрых полувека танцы моррис из Восточной Англии, известные под названием «молли», незаслуженно обходили вниманием как танцоры, так и исследователи. В результате усердной и упорной работы Сесила Шарпа и его сподвижников западные регионы, особенно Оксфордшир и Глостершир, принесли богатый урожай, однако хотелось бы успеть собрать сведения и из других уголков страны, пока еще не слишком поздно. Насколько нам известно, до настоящего момента никто так и не предпринял ни единой серьезной попытки записать танцы Восточной Англии и начать их изучение как с позиции танцора, так и с точки зрения историка. Но представляя в настоящей работе те немногие факты, что нам удалось собрать, мы рассчитываем, что это не итог, а лишь начало, и последующим исследователям в этой интересной области — нашим коллегам, да и нам самим — предстоят дальнейшие открытия.

     «Шут и плуг», гравюра 1813 года за авторством Джорджа Уолкера. Источник: Lindisfarne Prints.
«Шут и плуг», гравюра 1813 года за авторством Джорджа Уолкера. Источник: Lindisfarne Prints.

Ключевой особенностью морриса из восточных графств является его тесная связь с празднованием пахотного понедельника — т.е. первого понедельника после Рождества по старому стилю, а в наше время — после Крещения². Этот праздник, который традиционно отмечается в январе, уходит корнями в незапамятные времена. О его древнем происхождении говорит следующий интересный фрагмент из «Истории Норфолка» Франсиса Бломфилда³:

«С незапамятных времен в канун пахотного понедельника местные фермеры возжигали перед образами в церкви особые огни, которые зовутся «пахотными». В пахотный же понедельник устраивали они пышное празднество и обходили округу с плугом и танцами, собирая деньги на поддержание огней. Реформация положила конец традиции с огнями, но обычай бродить по окрестностям с плугом, выпрашивая подаяние, сохраняется».

Записано это было в начале XIX века, и на протяжении последующих ста лет не теряло актуальности, поскольку по сей день мы можем наблюдать поступающие из самых разных источников отсылки к этой традиции в восточных графствах. Несомненно, в Восточной Англии пахотный понедельник считался одним из ключевых праздников.

     «Пахотный понедельник», старинная гравюра.
«Пахотный понедельник», старинная гравюра.

Известный собиратель фольклора Т. Фейрман Ордиш («Фольклор», 1893, 4, стр. 164) утверждает:

«Танцоры, на которых ссылается Бломфилд, танцевали с рапирами. Эта разновидность морриса прекрасно встроилась в народные постановки пахотного понедельника и придала им больше связности и выразительности».

Ордиш разделил существующие народные пьесы на три большие группы:

🔸 рождественские игры ряженых;
🔸 сценки пахотного понедельника;
🔸 пасхальные пьесы.

Однако в целесообразности подобного деления есть сомнения, ведь все без исключения народные пьесы строятся вокруг мотива с ритуальным убиением и последующим воскрешением персонажа, представляющего собой мир живых и смертных (подробнее см. Д. Кеннеди, «Журнал Общества английской народной песни и танца» от 1930 г, 3, стр.13). До сих пор мы лично не сталкивались ни с какими знакомыми нам пьесами в традициях пахотного понедельника, а танцы, связанные с этим праздником, на наш взгляд имеют мало общего с танцами с рапирами.

     Английские народные танцы с рапирами. Подробнее о стиле можно прочесть в нашей статье.
Английские народные танцы с рапирами. Подробнее о стиле можно прочесть в нашей статье.

Возможно, самый поразительный из обычаев, связанных с пахотным понедельником — это обязательное присутствие плуга в праздничных процессиях и вспахивание участков и дворов, где гостей не привечали. Ордиш ссылается на свидетеля, который в восьмидесятых годах прошлого века побывал на празднике в Линкольншире. Примечательно, что до недавнего времени изучение различных традиций пахотного понедельника проходило независимо друг от друга. Так, в Фен Дрейтоне и Боттишеме в Кембриджшире были описаны процессии с плугом, но не танцы, тогда как в Гиртоне, Хистоне, Фаулмере и Комбертоне все произошло наоборот. Обычай вспахивать дворы неприветливых соседей недавно нашел отражение в литературе (см. Go She Must за авторством Ричарда Гарнетта).

А теперь давайте перейдем к разбору материала.

Деревушки близ Кембриджа

     Деревушка Хистон, Кембриджшир, в 1906 году. Источник: Cambridgeshire History.
Деревушка Хистон, Кембриджшир, в 1906 году. Источник: Cambridgeshire History.

В 1930 году нам посчастливилось познакомиться с господином Самюэлем Асплином (81 год), кто некогда танцевал молли в деревушке Гиртон, а также господином Ричардом Праером (76 лет), кто в свое время играл на концертине для танцоров из Хистона. От них мы узнали следующее:

🔸 Местные танцы назывались «молли» или непосредственно «моррис», и собственная «команда» (team) или «состав» (set) имелся в каждой деревушке в окрестностях Кембриджа — будь то в Гиртоне, Хистоне, Комбертоне, Котоне, Мадингли или Гранчестере. Ранним утром в пахотный понедельник танцоры выдвигались из своих деревень, чтобы к полудню успеть добраться до Кембриджа. В полдень все окрестные команды собирались на тамошней рыночной площади и начинали отплясывать «друг против друга». Каждая команда состояла из шести мужчин, один из которых звался «Бесси» либо «Молли» и был одет в женское платье; кроме того, каждую команду сопровождал один скрипач или аккордеонист, один «прикрывальщик» (umbrella-man), который держал зонт над головами музыкантов в случае дождя, и человек пять «попрошаек» (cadgers) — сборщиков пожертвований, одетых наподобие танцоров в наряды с лентами и яркими перевязями. Кроме того, за каждой командой танцоров следовала бригада из шести рослых парней, тащивших деревянный плуг, и несколько человек, пощелкивавших кнутами. Танцоры держали в руках платки и носили перевязи через плечо, однако танцевали без бубенцов. Когда мы продемонстрировали господину Асплину перевязи нынешней команды Cambridge Morris Men, он сообщил, что это очень похоже, на то, что некогда носил он сам, однако его перевязь была шире и с большим количеством розеток. К пяти вечера танцоры отправлялись домой, чтобы передохнуть, однако позже встречались снова и танцевали до глубокой ночи. Вечерние танцы напоминали уже обычные сельские вечеринки, поскольку к ним допускались женщины, вместе с которыми молли, что днем исполнялись напоказ, танцевали уже на манер обычных социальных танцев⁴.

Господа Асплин и Праер смогли припомнить следующие названия танцев: College Hornpipe, Birds-a-Building, Smash the Window, Double Change Sides, Gypsies in the Woods, Soldier’s Joy и Richard’s Riddle. Первые четыре из них нам удалось записать, включая схему танца и ноты. Судя по всему, молли исполнялись на простых шагах контрданса, исключая прыжки, подмены и подстановки ног.

Деревушки близ Эли

Ранее в наших изысканиях мы обнаружили, что знаменитая «Книга морриса» Сесила Дж. Шарпа содержит кое-какую информацию о молли. Следующий фрагмент особенно интересен:

«8 сентября 1911 г. Джонатан Клинго (85 лет) в Литлпорте поведал мне, что в пахотный понедельник команда из шести «танцоров морриса» бродила по окрестностям и соседним деревням. Один из мужчин был одет в женское платье, его сопровождал парень с длинным пером, дерзко торчащим из шляпы. Кроме того, за командой следовали скрипач и трубочист со щеткой. Танцоры были одеты в белые рубашки, украшенные лентами, яркие шарфы и высокие шляпы. Ближе к ночи они устраивали вечеринку, куда приглашались и другие танцоры и разыгрывалось противостояние между представителями разных деревень. «Танцоры морриса» не показывали никаких номеров, просто «отплясывали джигу» — без платков, бубенцов, палок или иного инвентаря. Плуга тоже не возили.
В Хадденеме возили плуг, украшенный лентами и зеленью. Несколько молодых парней таскали его под надзором мужчины с кнутом. Последний раз Джонатан видел их лет 30 назад. Он также вспоминает танец с черенками от мётел.
Другой источник, Роберт Гримдич (80 лет) из работного дома в Эли, сообщил мне еще несколько деталей о праздновании пахотного понедельника, которое регулярно устраивали в его краях лет 20 или 30 тому назад. Трубочиста звали «Горбуном», на спине у него имелся горб, в руке он держал метлу, лицо его было вымазано сажей, а сзади свисал длинный хвост, сплетенный из соломы. В компании с ним шествовали скрипач и тамбуринщик. Рукава и штаны танцоров украшали ленты. Они обыкновенно исполняли рил на четверых или на шестерых.
В Литл Даунеме команда состояла из 3 танцоров и парня, одетого девушкой, появление которого неизменно вызывало восторг. Мужчины частенько «целовали его и все такое». Трубочист разгонял метлой детей с площадки для танцев и сметал снег, если он шел. Господин Гримдич сопровождал тамошнюю команду в качестве тамбуринщика, а также хранил собранные пожертвования, т.е. выступал «казначеем».
     Гостиница Anchor («Якорь») в Литл Даунеме, наши дни.
Гостиница Anchor («Якорь») в Литл Даунеме, наши дни.

В июле 1931 мы прослышали, что в Литл Даунеме все еще танцуют молли, и немедленно направились туда на поиски свидетельств. Вот что нам удалось собрать:

🔸 Госпожа Мур с постоялого двора «Якорь» и господин Райт рассказали, что молли на пахотный понедельник танцуют в Литл Даунеме с незапамятных времен. Эта традиция не прерывалась даже во время войны⁵. Танцоры отправлялись в Эли и Литлпорт и танцевали там и тут по всей округе. «Многие ждали их появления в пахотный понедельник с большим нетерпением». Они чернили лица, а один из танцоров носил при себе большую метлу; в прежние времена они также таскали за собой плуг, но так уже давно не делают. «Молодежь не понимает смысла и назначения старых танцев, но занимается ими в качестве физических упражнений». Господин Фредерик Шелтон, капитан «команды», заявил, что в конечном итоге все делается для того, чтобы «поддержать традицию». Пахотный понедельник приходится на второй понедельник января. Нет ни бубенцов, ни платков, ленты привязываются где ни попадя, шестеро мужчин, из которых четверо танцуют, один играет на аккордеоне («одну и ту же мелодию из года в год»), а один собирает пожертвования.

     Молли-команда Seven Champions на ежегодном фестивале молли «День танца». Источник: Getty Images.
Молли-команда Seven Champions на ежегодном фестивале молли «День танца». Источник: Getty Images.

Интерес к традиции из Литл Даунема был так велик, что мы специально посетили деревню еще раз, на пахотный понедельник в 1932 году. Прибыв на место в половине одиннадцатого утра, мы запечатлели на фото, как танцоры готовились выступать из деревни в направлении Эли, а позже в течение дня нередко встречали их на улицах там и сям. Команда состояла из шестерых мужчин, один из которых был одет в «Бетти», и четверо из них включая Бетти танцевали, один подыгрывал на аккордеоне, а один расхаживал с метлой и коробочкой для подаяний. Метла представляла из себя кривую палку с привязанным к ней пучком веток. Все шестеро носили яркие перевязи, шляпы, украшенные цветами, а некоторые — повязки на ногах наподобие тех, на которые танцоры морриса обычно пришивают бубенцы, но собственно бубенцов они не носили. Капитан, господин Шелтон, был одет в розовую куртку и штаны, а также в розовую шляпу, украшенную цветами. Другой танцор щеголял в старом черном фраке, из-под которого свисал длинный плетеный белый хвост. Некоторые нацепили очки-консервы, и все до единого вымазали лица сажей. На «Бетти» была женская юбка и подобие передника, а на голове — дамская шляпка с вуалью. Четверо танцоров образовали пары и принялись выплясывать взад-вперед, периодически совершая вальсовые повороты. Они пояснили, что к ним совсем недавно присоединилась двое новичков, из-за чего пришлось отказаться от полечного шага, мулине и солирования пар, которые исполнялись прежде. В качестве аккомпанемента звучала неизвестная нам мелодия на четыре четверти, а название ее не знал и сам музыкант.

Заключение

Ключевой вопрос, который поднимают данные, что нам удалось собрать — это какими танцы на пахотный понедельник все же были изначально. Согласно описаниям господина Асплина и его сверстников, такие танцы как «Школьный хорнпайп» (College Hornpipe) весьма сходны с моррисом по типу того, что танцуют в Дербишире — с фигурами, позаимствованными из контрдансов, и «линией дам». Но конечно, это предположение не более обосновано, чем то, что фигуры контрдансов в моррисе суть позднейшее искажение неких более ранних его форм, скорее похожих на то, что танцуют в Оксфордшире (см. Филлипс Баркер, «Журнал Общества английской народной песни и танца», 1913 г., 1, 38). Увы, живая традиция, сохранившаяся до наших дней, деградировала столь сильно, что все намеки на ее изначальный вид давно утрачены. Связывая традиции пахотного понедельника с народными постановками в духе танцев с рапирами, можно предположить, что танцы молли есть некая производная от последних, но если не считать «Школьный хорнпайп» неким отголоском этих танцев, в том, что нам удалось собрать, к танцам с мечами мало отсылок. Могло ли так случиться, что танцы с мечами были позабыты в смутные времена вроде Английской революции (как мы помним, Кромвель и его «Железнобокие»⁶ в основном были выходцами как раз из восточных графств — в частности, из Кембриджшира, а если еще точнее, то из Хантингдоншира), а затем, когда в эпоху Реставрации их возродили из праха, кое-что для разнообразия позаимствовали из популярных в то время контрдансов? Только дальнейшие изыскания и толика удачи прольют свет на этот вопрос.

     Современная молли-команда Gog Magog.
Современная молли-команда Gog Magog.

__

¹ MOLLY DANCING IN EAST ANGLIA. By Joseph Needham and Arthur L. Peck. From the Journal of the English Folk Dance and Song Society, vol.1, №2 (Dec., 1933), pp. 79-85.
² Католического.
— Прим. перев.
³
Фрэнсис Бломфилд (1705-1752) — английский антиквар; занимался изучением истории графства Норфолк. — Прим. перев.
⁴ Этот порядок празднования пахотных понедельников можно наблюдать и по сей день
(1933 год) в деревушке Литл Даунем в Кембриджшире. — Прим. автора.
⁵ Первой мировой.
— Прим. перев.
Оливер Кромвель (англ. Oliver Cromwell; 1599-1658) — английский государственный деятель и полководец, вождь индепендентов, руководитель Английской революции, в 1643—1650 годах — генерал-лейтенант парламентской армии, в 1650—1653 годах — лорд-генерал, в 1653—1658 годах — лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии. «Железнобокие» (англ. Ironsides) — кавалерия армии парламента (круглоголовых) в английской гражданской войне, первоначально — название конного полка из 2000 чел., сформированного в 1643 году Оливером Кромвелем. — Прим. перев.