Поговорим о не самых очевидных правилах настройки парусов, эта тема поистине неисчерпаема.
5 НЕОЧЕВИДНЫХ ПРАВИЛ ПО НАСТРОЙКЕ ПАРУСОВ
от 1'Русского Парусного Университета
1️⃣ Внешний вид (гладкость, натянутость, отсутствие заполаскивания и т.д.) не являются критериями хорошей настройки. Главный критерий - высокая скорость движения яхты. Лучше быстро идти, чем медленно стоять - это должны понимать и настройщик парусов, и рулевой.
2️⃣ Идеальная команда работает на парусах шкотами и погонами так, что рулевому не приходится "ворочать" рулем. Максимум, что допустимо — это легкий момент приведения на курсе гоночный бейдевинд. Излишний крен — главный враг быстрого хода как на лавировке, так и на полном курсе.
3️⃣ Настройки на очень слабый и очень сильный ветер в целом похожи - паруса должны быть открыты по задней шкаторине. Сложнее всего найти оптимальное положение всех фалов, погонов и оттяжек на среднем ветру. Рекомендация: сначала набиваем все фалы и оттяжки по максимуму (в доску) и понимаем, что "стоим", затем начинаем контролируемо отпускать, повышать мощность (полноту) парусов, следим за креном и усилиями на руле - они не должны быть чрезмерными.
4️⃣ Все смотрят на колдунчики на стакселе и передние шкаторины парусов - это написано во всех руководствах и учебниках. Надо смотреть на колдунчики на вантах, на ахтерштаге на полном курсе, на флюгарку на топе мачты (если есть) и настраивать паруса по отношению к общему потоку ветра.
5️⃣ И последнее. На правом и левом галсе на лавировке в условиях стабильных воздушных масс (отсутствие вертикального перемешивания) нужно нести паруса слегка по-разному. В Северном полушарии верхний ветер правее нижнего на несколько градусов уже на высоте от 10-ти метров над водой. Поэтому на правом галсе больше твист и угол атаки, на левом — можно добираться в тугую к ДП. В Южном, соответственно, наоборот.