Найти тему
Алексей Коновалов

М. В. Ломоносов о язычестве и христианстве на Руси. Часть третья.

Здравствуйте, друзья. С вами диванный историолюбитель Алексей Коновалов. Последние две статьи я посвятил взгляду Михайло Васильевича Ломоносова на язычество и православное христианство в его книге "Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года". Ломоносов писал о суровых языческих обычаях славян, о становлении и развитии христианства на Руси при Аскольде, Дире и княгине Ольге, и вот мы с вами, дорогие друзья, дошли и до времён Равноапостольного Князя Владимира.

Владимира Ломоносов показывает ревнителем языческой веры предков, что, кстати, находит неплохим качеством этого правителя, сродни с Нумой Помпилием, вторым царём Рима, справедливейшим из всех царей.

"Самодержавного своего в России государствования Владимир полагает начало, мнимым благочестием по древнему предков многобожию, однако и заблуждением показует в себе способность к приятию веры в единого истинного Бога. Его повелением поставлен в Киеве перед двором теремным, на высоком холме главный идол Перун, деревянный с серебряною головою и золотым усом. Жертва приносилась – огонь неугасимый. За угашение, небрежением случившееся, жрецы смертной казни предавались. Сей богом грома и молнии почитавшийся Перун был Зевес древних наших предков."

Михаил Васильевич достаточно подробно описал пантеон богов, воздвигнутых Владимиром.

"Меньших богов Нестор именует: Хорса, Дажбога, Стрибога, Семаргла, Мокошь, не показав знаменования и приписыванной им от идолопоклонников силы и власти. По Перуне имел Волос первое место, коему покровительство скота приписывалось (рачение о скотопасстве большее, нежели у римлян, нижним божкам оное препоручившим); Погвизд, Похвист или Вихрь – бог ветра, дождя и вёдра, Еол российский; Лада (Венера), Дида и Лель (купидоны), любви и браков покровители, толь усердно от древних предков наших почитались, что оттуда и поныне в любовных простых песнях, особливо на брачных празднествах, упоминаются со многим повторительным восклицанием."

На самом деле в "Повести Временных Лет" отец Нестор описывал гораздо меньшее количество языческих богов, установленных Великим князем Владимиром:

"И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот."
Фрагмент Радзивиловской летописи. Князь Владимир устанавливает языческие идолы в Киеве.
Фрагмент Радзивиловской летописи. Князь Владимир устанавливает языческие идолы в Киеве.

Боги Позвизд, или Похвист, Лада, Лель и Полель не поминаются ранее, чем в письменном памятнике XVll века "Об идолех Владимировых", и учеными XlX века взяты под сомнение, однако Михайло Васильевич знает народные песни, связанные с этими богами.

"Купалу, богу плодов земных, соответствующему Цересе и Помоне, праздновали перед началом сенокоса и жатвы в двадцать четвертый день июня. Остатки сего идолопоклонства толь твердо вкоренились, что и поныне почти во всей России ночные игры, особливо скакание около огня, в великом употреблении; и святая Агриппина, которой тогда память празднуется, по древнему идолу проименована от простонародия Купальницею."

Это один из многих праздников, когда языческие обычаи соединились с христианскими памятными датами, в частности с 24 июня, днём памяти Иоанна Предтечи. Этот праздник упоминается также не ранее XVll века в Синопсисе и Густинской летописи.

"Отстояннем полугодичного времени почиталася Коляда, праздничный бог, декабря в 24 число. Не иначе сие разуметь можно, как что, зимние дни в праздности без военного дела, без пашенной и скотопасной работы люди препровождая, уставили Коляде сей праздник. Употребительные ныне между христианами около сего времени на празднество Рождества Христова игрища, в личинах и в отменном платье, едва ли не оттуду происходят, ибо по деревням и поныне Коляду в плясках и песнях возглашают."

Ещё один пример слияния язычества и христианства. Причём языческий смысл размыт, остались только колядки на Рождество, кое-где и на Старый Новый Год.

Про поклонение рекам и озёрам тоже очень интересно говорится:

"Приносилась, сверх сего жертва рекам и озерам по общему многобожному употреблению народов. Древние наши предки как текущие воды боготворили, явствует, что и поныне простонародные песни от многократного именования. Дунай начало свое принимают; в иных и на всяком повороте имя обоженной реки повторяется. От реки ж Бога (Буга) и Всевышнему Творцу имя даем даже доныне. Жертвы приносились весною по разлиянии вод купаньем, может быть, и нарочным утоплением людей, как в жертву. Остаток сего обычая видим у простонародия в облиянии водою на велик день, когда под именем наказания тех, которые утреннее пение проспали, в холодную воду бросают или обливают, что вере предосудительно, телу вредно, жизни опасно и между пьяными подает повод к смертоубийственным раздорам."

Название реки Буг взято в скобки, чтобы пояснить современному читателю. В XVlll веке эта река так и называлась Бог, и в первоначальном тексте этого пояснения не было. Интересно узнать, что слово, обозначающее Всевышнего, произошло от названия реки.

На этом на сегодня всё. В следующий раз рассмотрим отрывок "Истории" Михаила Васильевича Ломоносова о том, как Великий Князь Владимир принял истинную веру.

До свидания. Пишите.

Это третья часть цикла. Прочитать остальные можно, перейдя по ссылке::

Часть первая.

Часть вторая.

Часть четвёртая.