К посещению Сорано (Sorano) я была морально подготовлена. Увидев Питильяно и Совану, а также этрусский некрополь – «город мёртвых» – уже трудно чему-либо сильно удивляться.
Поэтому, когда мы взобрались по извивающейся как змея дороге к Сорано и его серо-бурым каменным домикам, прилепившимся к скале и взгромоздившимся один на другой, я начала искать не признаки сходства с другими туфовыми этрусскими городами, а отличия.
Панорама Питильяно напомнила мне ласточкины гнёзда. Сована своей миниатюрностью и теснотой – квартиру-студию.
А Сорано вызвал совсем уж неожиданную ассоциацию: с овощехранилищами. Кто жил в советские времена, наверняка помнит зелёные лужайки неподалёку от домов, где из земли торчали вентиляционные трубы и всё было усеяно погребами, заросшими травой.
Дети любили играть там, прыгая по крышам этих хранилищ. Сорано торчит из тёмно-зелёного моря глубокой долины углами своих крыш и башен как вентиляционные трубы погребков из моего детства.
Сорано многоярусный, этим он отличается и от Питильяно, и от Сованы.
На «верхнем» этаже высятся останки стен крепости Орсини (La fortezza Orsini).
Знатное семейство Альдобрандески в XIII веке породнилось с семейством Орсини – Анастасия де Монфор из рода Альдобрандески вышла замуж за Романо Орсини, графа Нола, и принесла ему в приданое Совану, Сорано и Питильяно.
Замок был построен в XII веке, а Орсини перестроил и расширил его, превратив в образец мощного оборонительного сооружения. Снаружи невозможно оценить настоящие размеры крепости, потому что она простирается в глубину на пять подземных этажей!
Крепость была оборудована резервуарами для сбора дождевой воды, мельницей и могла вместить всех жителей города. Неприступная цитадель никогда не поднимала белый флаг. Даже во время сиенской осады в XV веке Сигизмондо Пандольфо Малатеста, командовавший армией из 12000 человек, был вынужден отступить после трёх неудачных попыток сломить оборону.
Замок выглядит довольно мрачно: отовсюду, как небритая щетина, топорщатся кустарники и плющ, которыми поросли крыша и стены, но с высот замка открываются головокружительные виды на окрестности: густые леса, покрывающие всё тёмно-зелёным плащом, и скалы, в которых видны глубокие дыры и туннели.
Это знаменитые этрусские некрополи – «города мёртвых», места захоронения усопших. Они находятся совсем близко к Сорано и вплотную к автостраде: если ехать по ней, эти мрачные древние свидетельства этрусских погребальных традиций зияют чёрными провалами над головой и по краю обочины.
Арочные проёмы внизу смотрят прямо в пропасть. Стена с арками и пространство перед ней создаёт ощущение театральной сцены, где замкнутый неулыбчивый Сорано – главный драматический герой.
Сорано совершенно не заигрывает со своими гостями, в нём только два цвета: серый цвет каменных стен и бледно-охристый – черепичных крыш.
Немного разбавляют это аскетичное однообразие зелёные ставни домов и островки зелени во двориках в виде ползучих растений, горшечных цветов да мха, покрывающего стены, от которых веет сыростью.
Несмотря на отсутствие буйства красок, столь нехарактерное для Италии, где обычно дома в небольших городах радуют глаз нежным разноцветьем – желтым, голубым, розовым, оранжевым – Сорано имеет своё скромное неброское очарование.
Мне понравилось бродить по узким улицам, то и дело натыкаясь на лестницы с замшелыми ступенями, ведущими вниз или вверх; останавливаться возле старых дверей из полусгнившего дерева с большими висячими замками и догадываться, что там, за этими дверями; неожиданно в тесном проёме между двумя домами видеть лесистую низину, слюдяную ленту реки и скалы с зелёными кудрявыми шевелюрами.
С верхнего яруса то и дело открывается вид на улицы внизу, где машины кажутся большими жуками, а прохожие – муравьями.
Монохромность Сорано сделала меня как будто более зоркой, и я там и сям подмечала любопытные детали: вишнёвые «тарелки» спутниковых антенн, яркую керамику на деревянной подставке и даже рыжего кота, словно солнышко из-за туч вышедшего почесать щёки о держатель для ставен.
Кстати, о симметрии в городе или не слышали, или слышать не хотят: окна домов расположены в хаотичном порядке, никаких тебе «в ряд» или «друг над другом».
Одно потеснилось вправо, другое съехало влево, это выше, это ниже, а между ними ещё одно. Как так получается – архитектурная загадка Сорано.
Есть ещё одна достопримечательность, главенствующая над городом и окружающими его ландшафтами.
Это Массо Леопольдино (Masso Leopoldino) – высокая туфовая скала, которой в XIX веке была придана форма крепости.
Сверху она плоская, огорожена перилами и является великолепной смотровой площадкой.
Отсюда открываются такие виды, что дух захватывает.
Правда, воздушные потоки там беснуются как в аэродинамической трубе, так что есть все шансы невольно сыграть в Мэри Поппинс и улететь обратно в Россию с попутным ветром, причём даже без зонтика.
Когда-то Массо Леопольдино использовалась в качестве наблюдательного пункта и была важной частью оборонительных сооружений Сорано. После серии обвалов в XIX веке были проведены работы по укреплению скалы: её вершину срезали, боковым склонам придали жёсткость и установили часовую башню. Сбоку скала похожа на корабль с высокой мачтой или скульптурой сирены на его носу.
Название своё скала-корабль получила в честь герцога Леопольдино, щедро финансировавшего проект по её укреплению.
Когда мы спустились вниз, к выезду из Сорано, в проёме между домами я увидела нечто забавное.
Было ли это самовыражением неизвестной творческой личности, или кто-то с практической сметкой и чувством юмора соорудил пугала из подручных материалов, но на эту пару, которую страсть закружила в ритме танго, невозможно было смотреть без улыбки.
Так, лукаво щуря тёмные глаза своих маленьких окошек и усмехаясь каменными арками, проводил меня Сорано – последний из триады древних этрусских городов.
Ещё по теме:
📌"Нетуристическая Италия. Земля этрусков: ПИТИЛЬЯНО"
📌"Италия морская. Остров Эльба. КАПОЛИВЕРИ и РИО-НЕЛЬ-ЭЛЬБА: бальзам для души"
Ранее:
📌"Бавария. РЕГЕНСБУРГ: город на Дунае и его жители"
📌"Португальские колориты. ЛИССАБОН. Три цвета: Белый. Синий. Красный"
Далее:
🕍"Италия, ciao! СИЕНА: божественная мера красоты (часть I)"