Лиссабон расположен на холмистой местности, что добавляет его облику своеобразной прелести и открывает множество точек обзора с высоты, но прогулки редко можно назвать спокойными и физически необременительными.
Начало истории:🚋
Если вы отошли от центральных улиц и площадей, то тут же начинаются улицы, идущие на подъём, лестницы, повороты, ярусы…
Даже знаменитый жёлтый трамвай, имеющий короткий маршрут, медленно, по-черепашьи ползет из нижнего района в верхний.
Один из способов полюбоваться на город с высоты – подняться на лифтовом подъёмнике Элевадор-ди-Санта-Жушта. Он связывает улицу Руа-ду-Ору внизу с площадью Ларгу-ду-Карму вверху и таким образом соединяет район Байша в низине и высокий Шиаду.
Лифт Санта-Жушта – весьма интересная конструкция. Он действует с 1902 года и для своего времени был просто чудом инженерной мысли. Когда-то он приводился в движение с помощью паровой машины, а с 1907 года – посредством электродвигателей.
Лифт поднимает на высоту 32 метра, но есть ещё смотровая площадка верхнего пассажирского павильона, она расположена на высоте 45 метров, и оттуда открываются потрясающие виды на Кафедральный собор, Тежу, её баржи и теплоходы, на площадь Росиу и район Байша.
Со смотровой площадки мы прошли к полуразрушенному монастырю Кармелитов и церкви Карму.
Обитель XIII-XIV веков была разрушена землетрясением 1755 года, утрачены многие бесценные реликвии.
Когда у стен монастыря производились археологические раскопки, было видно, как глубоко и мощно осели в землю камни монастыря.
Сейчас здесь открыта терраса с кафе и скамейками, дающая возможность осмотреться, отдохнуть и полюбоваться открывающимися видами.
Еще одна смотровая площадка – Сан-Педро-де-Алкантара.
Отсюда также открываются умопомрачительные виды на район Байша, на Тежу и на замок Святого Георгия.
Терраса построена в XIX веке на стенах акведука. На панно из азулежу выложена карта восточной части города.
Моя любимая площадь в Лиссабоне – Росиу.
Она гораздо меньше, чем Праса-ду-Комерсиу, но необыкновенно красива и днём, и вечером за счет здания Национального театра Марии II, мозаичной мостовой и двух бронзовых фонтанов.
При ярком свете солнца струи фонтанов искрятся и рассыпают бисерные брызги, а в темноте подсветка Национального театра, отражаясь в бирюзовых водах фонтанов, даёт бледно-нефритовый мерцающий свет.
До землетрясения 1755 года площадь окружали роскошные здания в стиле мануэлино, но они были полностью разрушены.
А теперь я покажу изумительное белоснежно-кружевное трио: монастырь Жеронимуш, башню Белен и Базилика-да-Эштрела.
Базилика-да-Эштрела находится в оживленной части города.
Несколько неестественно выглядят её изящные купола на фоне сплетений трамвайных проводов.
Но она царит над суетностью бытия, неприкосновенная, белая, филигранно-ажурная.
Базилика была построена по приказу Марии I Португальской во исполнение обета после рождения сына Жозе, принца Бразильского. По грустной иронии судьбы строительство базилики было окончено уже после его скоропостижной кончины.
Торре-де-Белен (башня Белен, или башня Вифлеема) возвышается над водами Тежу, разбавляя синеву неба маленькими круглыми резными башенками.
Возведённая в уникальном португальском стиле мануэлино эпохи Возрождения, башня была построена в XVI веке архитектором Франсишку ди Аррудой в честь открытия знаменитым путешественником Васко да Гама пути в Индию.
Вид башни удивительным образом направляет воображение в те далёкие времена, когда на карте мира было ещё много белых пятен, а бесстрашные путешественники устремлялись навстречу неизведанному, открывая новые земли и возвращаясь с уникальными знаниями и диковинными вещами.
Недалеко от Торре-де-Белен находится Памятник первооткрывателям, посвящённый выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий. Фигура вдохновителя – инфанта Генриха Мореплавателя – выдается над Тежу, будто нос корабля врезается в воды океана.
Рядом с Памятником первооткрывателям предстает забавная конструкция в виде четырех букв L.O.V.E, густо увешанная замочками от влюблённых со всего света.
Здесь же, в предместье Санта-Мария-де-Белен, белой лентой, обшитой кружевом, раскинулся монастырь иеронимитов Жеронимуш.
Монастырь был основан тем самым инфантом Генрихом Мореплавателем и неразрывно связан с историей Великих географических открытий: здесь Васко да Гама со своими спутниками провёл ночь в молитве перед отплытием к берегам Индии, там же он упокоился после смерти.
Наверное, именно образ этого монастыря и его белоснежные главы, контрастирующие с густо-синим небом, послужили тому, что Лиссабон в моей памяти останется бело-синим.
Оба цвета безупречно чистые и насыщенные. Пожалуй, я могу сказать теперь, что нигде больше я не встречала такой кипенно-белый и такой изумительный синий.
А в историческом центре к этим двум цветам добавляется красный – цвет черепичных крыш Лиссабона. Три цвета: Белый. Синий. Красный.
Есть в Лиссабоне место, стоящее совершенно особняком и по стилю, и по атмосфере. Это Парк Наций.
Представьте себе, что после аутентичных улочек Лиссабона, его изысканных храмов и башен в стиле мануэлино вы оказываетесь в царстве стекла, металлических лёгких конструкций, будто опутавших воздух.
Вокзал Ориенти и торговый центр Васко да Гама больше напоминают Гонконг, чем Португалию.
Две башни соседствующих с торговым центром жилых высоток São Gabriel и São Rafael были названы в честь парусников, на которых мореплаватель Васко да Гама совершил открытие морского пути в Индию.
Сложно вообразить, что на месте этого современного района до 1998 года были перерабатывающие заводы, склады, свалки и скотобойни.
Но международная выставка Экспо-98 дала мощный толчок к развитию и превратила ареал удручающего запустения в квартал современной архитектуры.
Парк Наций раскинулся на 5 километров вдоль Тежу.
Я сразу оценила по достоинству простор и бесконечность, где гладь воды сливается с небом, а зеркало Тежу перерезает 17-километровый мост Васко да Гама, похожий на лёгкую призрачную конструкцию.
Мост-одуванчик. Он и зрительно напоминает зонтик одуванчика: кажется, ветер подует, и унесётся мост в дальние дали.
Здесь почти нет людей, у причалов стоят фантастические парусники, словно вернувшиеся только что из средневековых путешествий, а может, плывшие ещё недавно вместе с облаками по голубому небу.
В зелёной парковой зоне изумляют цветущие в декабре экзотические растения, собранные из Гоа, Анголы, Бразилии, Мозамбика.
Всё это необычное, но радующее глаз пространство мы обозрели также с высоты, прокатившись по канатной дороге.
Обычно я не трачу много времени на музеи – приятнее находиться не в замкнутом пространстве, а в долгих прогулках, во время которых сознание даже не всегда способно вместить богатство увиденного. Но Национальный музей Азулежу пропустить было нельзя.
Азулежу – это португальские изразцы. Глиняная плитка, обожжённая, глазурованная и расписанная декоративными узорами, растительными или геометрическими орнаментами. Однако это может быть и большое полотно, изображающее мифические или религиозные сцены, охоту, сражения.
История возникновения азулежу берет начало в XV веке.
Национальный музей азулежу расположен в необычном месте – в монастыре Матери Божьей. Монастырь клариссинок был заложен в XV веке, а после смерти последней монахини в 1871 году сюда стали свозить азулежу из различных регионов Португалии.
В 1954 году бывший монастырь был объявлен частью Национального музея старинного искусства, но уже через год получил статус самостоятельного музея.
Своды монастыря и его внутренний двор сами по себе производят сильное впечатление, а залы с образцами керамики, начиная от самых старинных, погружают в особую атмосферу – чистых красок, искусства, красоты.
В коридорах музея представлены также работы современных художников, а внизу я видела мастерскую. Как выяснилось, здесь проводятся мастер-классы по керамике и росписи плитки.
Посмотрите на интерьер часовни. Я не могла представить, что увижу такую роскошь и великолепие. Изумительное сочетание золотой лепнины с бело-голубыми азулежу.
Нигде больше, кроме Лиссабона, мне не доводилось видеть столько интересных образцов стрит-арта и граффити.
Знаменитая на весь мир лиса, собранная из покрышек и строительного мусора, лукаво смотрит со стены здания.
Да здесь и витрины прелюбопытны.
Какие-то странные инсталляции, яркие интерьеры с интереснейшими элементами.
А антикварные магазины? Я исследовала все, какие увидела. Каждый из них словно окно в прошлое, а сумеречный свет, который горит даже ночью, создает иллюзию некоего портала, через который возможно попасть в мир, где эти вещи являются частью повседневной жизни.
Ощущение, что я действительно нахожусь на краю мира, не оставляло меня всё время пребывания в Лиссабоне.
Он особенный.
Тёплый.
Яркий.
Колоритный.
Романтичный.
Свободный.
Непохожий ни на один европейский город.
Теперь в моей сокровищнице.
Ещё по теме:
📌 "СУМЕРКИ: ночные города моими глазами"
📌 "ЛЮКСЕМБУРГ: государство в потайном кармане"
Ранее:
📌 "Австрия. ЗАЛЬЦБУРГ: сказкин дом у подножья Альп"
Далее:
🌇 "Италия, mi amor. ПИЗА: если звёзды падают, значит, это кому-нибудь нужно?"
✅©ГалопомПоЕвропам