Найти в Дзене

Почему никогда не было Великой Монгольской империи?

На нашей планете живёт один вид людей Хомо Сапиенс. Однако, начав из единой нулевой точки отсчёта, разные народы, остановись на разных ступенях исторического развития. Одна уважаемая тётенька-политолог всплеснула руками и заявила прямо с экрана:

-А вы знаете? Афганские пуштуны вернулись обратно к первобытно-общинному строю…

Я тут же возразил ей:

-А пуштуны никогда из него и не уходили! Это наиболее разумный способ их теперешней жизни.

Я с точки зрения «экспертов по Великой Монгольской империи» и кочевым племенам являюсь уникальным «кадром». Дед мой 1941-45г.г. служил в Монголии. А в августе 1945 года даже воевал с советскими монголами против «беломонгольской» кавалерии князя Дэ-вана (на территории захваченного японцами части Китая).

Не похожи были монголы на наследников Великой империи!

-2

У меня третья группа крови, свойственная потомкам кочевых народов в том числе пуштунам, караимам, таджикским цыганам, палестинским евреям (пусть не обижаются). И все мои предки имели такую же группу крови, и все мои друзья-одноклассники, и студенты-однокашники, и теперешние россияне, которые обращаются ко мне за юридической помощью. По какому-то удивительному совпадению. Нам всем русским «бывшим кочевникам», видимо, легче?..

Но вернемся в первобытно-общинный строй- самое первое умное, что придумали люди! И, видимо, самое надежное?..

Когда в 1979 году в Афганистан вошли советские войска, то они, прежде всего, удивились ужасающим социальным контрастам. Нищета, голод, антисанитария, дрова взвешивают на килограммы, ходят по снегу босиком или в шлепанцах, процветают паразитарные и особо опасные кишечные инфекции и туберкулез. Европейский Кабул с ужасом смотрел на отдаленные горные кишлаки, застрявшие в раннем средневековье, где-то между Александром Македонским и арабским халифатом. Какой им социализм с человеческим лицом?

Афганцы с радостью принимали советскую гуманитарную помощь, но жить по чужим законам явно не хотели! Советские солдаты удивлялись, что в кочевых племенах отсутствует частная собственность.

Все мужчины кочевого афганского племени считались воинами, главной обязанностью которых была бесконечная война со всеми «чужаками». Подростки и старики должны были осуществлять разведку, связь и добивать раненных и искалеченных врагов. Кстати по их понятиям это был акт «гуманизма»-инвалид переставал быть воином.

Пастух из вещей мог владеть только своим ножом и «калашниковым» (или «буром»-английская винтовка Ли-Энфильд) и своей рваной и грязной одеждой. Даже жена (или жены) была собственностью соседнего дружественного племени, как бы взятая за выкуп в «аренду» для рождения новых воинов дружественного племени.

Все пастбища, реки и колодцы в горных долинах принадлежали всему племени. Овцы, козы на этих пастбищах тоже принадлежали всему племени. Всё решал совет старейшин, малограмотных людей, просто чудом доживших до седых волос. Был военный вождь, который руководил племенным ополчением во время войны. Кончалась война, кончалась его власть. Пуштуны неохотно берут деньги предпочитая натуральный обмен.

Пуштуны храбрые воины! Полуголодная жизнь каждого отдельного пуштуна ничего не стоит, прежде всего, для него самого. Тем более враги, все кто не родственники и их надо постараться убить.

Но уже было сильное расслоение. Были очень бедные пастухи и богатые торговцы, разбогатевшие на контрабанде. Причём настоящими, полноценными, людьми могли считаться, только кровные родственники, за смерть которых необходимо было мстить любому из родственников виновных. Все остальные, как бы пуштуны не старались это скрыть, являлись врагами племени. А пришедшие с оружием в руках на их землю подлежали безусловному уничтожению.

Пуштуны не признают никаких письменных договоров с другими племенами. Только устные заверения и клятвы. Нарушить договор или клятву с чужаком вполне допустимо, так как он и человеком-то не является!

Пуштуны формально соблюдают обычаи гостеприимства, но стоит вам выйти за порог, то этот же хозяин будет иметь полное право напасть на вас и Вы будете его законной добычей…

А вот теперь вернемся к точно таким же монголам. Даже сейчас половина монголов ведет кочевой образ жизни и счастливо живет в своем родо-племенном строе. Имеет юрту и стада животных. Колодцы являются собственностью государства! Причём лошади у монголов по-прежнему полудикие, свободно пасутся на 5 км вокруг стойбища, питаются только подножным кормом (травой) и отлавливаются и приручаются по мере необходимости…

-3

В 13 веке, по оценке ряда ученых, насчитывалось около 300 тысяч кочевников-монголов, даже не знавших обработки металла, земли и не имевших посуды. Это около 60 тысяч конных воинов, рассеянных по миллиону квадратных километров степей, ведущих непрерывную борьбу с соседними родственными монгольскими племенами (и хищниками) за воду, пастбища и скот.

Каждое монгольское племя признавало, как и современные пуштуны, «настоящими» людьми только своих родственников. Никакая сила не могла заставить монголов бросить свое родовое пастбище и двинуться на какие-то невероятные дальние завоевании. Если монгола силой принуждали уехать от родной юрты, то он при первой возможности, через три дня, возвращался в свою долину.

Слова «дисциплина» и «беспрекословное подчинение» любым «неродственникам» монголам не понятны, видимо до сих пор.

А почему? Потому что кочевник-монгол полностью зависел от своих животных! Страшным бедствием для монголов были редкие, но обильные зимние снегопады, оттепели и морозы, когда земля покрывалась непробиваемой коркой льда. На морозном ветру и без корма, даже многочисленные стада, быстро погибали. За животными сразу погибали от голода и холода и кочевники.

Все жизненные силы монголов уходили на тяжелейшую борьбу за элементарное выживание в экстремальных климатических условиях своей родины -Монголии!

Я допускаю, что отдельные небольшие отряды «лишних» монголов могли наниматься за деньги к своим, более экономически развитым соседям-земледельцам. Но попав в окружение этих оседлых земледельцев кочевники быстро ассимилировались, забывали язык, ремесло пастуха и переставали быть монголами!

Также вполне возможно, что сильные государства приглашали на свои пограничные земли целые монгольские племена, какие-то племена сами могли просить защиты от более сильных соседей, как калмыки в 17 веке.

То есть монгольские воины в составе небольших племенных конных отрядов вполне могли служить наемниками у более богатых оседлых соседей-земледельцев. Снабжавших их современным оружием и обучавших их современному бою.

И уж, конечно, только их богатые хозяева решали, куда направить в грабительский набег своих военных слуг, возможно даже военных рабов.

Монгольский конный воин выпускал в минуту 10 стрел! В его колчане их было 80-120 штук. Вот вам и вся «монгольская военная кампания»- 10 минутный внезапный конный ночной налет! На купеческий караван в пустыне, на какую-то деревню или стойбище…

И самое главное, что не надо делить народы на «воинственные» и «не очень воинственные». На «Великие нации», способные создавать «Самые великие империи» и кочевые племена, даже не желающих об этом задумываться.

Число людей, серьезно интересующихся историей, такое небольшое, в рамках статистической погрешности, что грех нам ссориться из-за каких-то мифов 800-летней давности.

6 февраля 2020г.