Мультимедиа Арт Музей, до 23.02.2020.
«Я не хочу делать картины; я хочу открыть пространство, создать новое измерение, связать его в космосе, так как оно бесконечно расширяется за пределы ограничивающей плоскости картины».
(с) Лучо Фонтана
Мультимедиа Арт Музей впервые в Москве представляет ретроспективную выставку итальянского художника, и звезду мирового современного искусства Лучо Фонтана (1899-1968).
Уникальная выставка дает возможность российскому зрителю впервые увидеть полную картину творчества великого художника ХХ века, предвосхитившего появление множества современных течений в искусстве, и известного в первую очередь своими работами из серии «Разрезы».
о художнике:
Лучо Фонтана родился в 1899 году в семье скульптора, и первый свой художественный опыт получил уже в детстве, работая подмастерьем в мастерской своего отца. Первоначально обученный как скульптор, он отвергает традиционные художественные ограничения в выборе методов и материалов, начав поиск своих собственных выразительных средств и пластических материалов, в ответ на быстро меняющийся окружающий мир. На протяжении всего своего творческого пути художник стремится выйти за пределы сакрального для мира искусства пространства холста, в поисках новой свободы и выхода в космос.
Вдохновленный научно-техническим прогрессом и возможностью сотрудничества науки и искусства, Лучо Фонтана вместе со своими учениками в 1947 году публикует «Белый манифест», где говорится, что «материя, цвет и звук в движении - это явления, одновременное развитие которых составляет новое искусство». Фонтана живет в век перемен, он жаждет нового, стремится добраться до самых отдаленных галактик, жаждет преодолеть все границы и выйти в космическим просторам. Создав новое движение под названием «Спациализм» (новая концепция в итальянском искусстве, рассматривающая живопись и скульптуру как единый вид искусства, объединяющий цвет, звук, пространство, движение и время), он призывал к созданию искусства которое будет точно отражать и реагировать на переживания пространства и времени, объединяя их новыми способами. Что привело его к уходу от традиционных форм живописи и скульптуры, создав на их месте новые трехмерные пространства.
1949 год стал переломным в карьере Фонтана, одновременно он создал свою первую серию картин, в которых он проколол холст (Buchi), фирменные дыры которых, стали для художника выходом в «новое», а свет, обнаруженный за пределами холста, оказался выходом в космос.
В том же году он создает свою первую работу под названием «Пространственная среда», представляющую из себя временную инсталляцию состоящую из гигантской амебообразной формы подвешенной в темной комнате, которая была освещена неоновыми огнями. Эта работа вскоре привела его к использованию неоновых трубок в отделке потолка (начиная с 60-х неон прочно войдет в художественную практику, его до сих пор использует множество художников), и положила начало новым формам современного искусства – энвайроменту и перформансу.
Самое простое и радикальное действие в истории искусства ХХ века, произойдет в маленькой мастерской Лучо Фонтана в 1958 году, где он впервые порежет полотно, положив начало одной из самых известных его серий работ под названием «Разрезы» (Tagli). К «разрезам» художник пришел в возрасте 59-ти лет, как итог его долгих поисков выхода за пространство плоскости холста, тем самым открыв пространство между традиционным изображением поверхности и тем, что скрывается позади него. Эти отверстия дают возможность невидимым ранее частям работы выйти на передний план и обрести смысл.
Фонтана часто закрывает обратную сторону своих полотен черной тканью, чтобы космическая тьма мерцала за открытыми порезами, создавая таинственное чувство иллюзии и глубины.
Так же на выставке представлена серия скульптурных работ Лучо Фантана, через которые он продолжает строить диалог с мировой историей искусства и большими стилями, и прежде всего стилем барокко, с которым художник вступает в активное взаимодействие.
Выставка расположилась на трех этажах Мультимедиа Арт Музея, и представляет из себя не хронологическое повествование, но последовательное раскрытие поисков художника.