Найти тему
Синхронизация

За что ругали художников модерна

Оглавление

Мы восхищаемся работами Врубеля и Бакста, музеи Вены продают миллионы сувениров с картинами Климта. Но современники не жалели колкостей в адрес мастеров модерна.

Сегодня узнаем, за что ругали художников ар-нуво в начале ХХ века. А на онлайн-курсе «О чём молчат картины» узнаем больше об искусстве Климта и Врубеля.

Густав Климт. Портрет Мады Примавези. 1912—1913. © Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Густав Климт. Портрет Мады Примавези. 1912—1913. © Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Густав Климт: недостаточно умный

В 1893 году университет Вены заказал Климту оформление актового зала. Вместо аллегорий научного триумфа художник представил мрачные и тревожные полотна. В «Медицине», по мнению критиков, он изобразил «фантасмагорию полусонного человечества, безвольного и пассивного перед лицом судьбы». Художника обвинили в порнографии и даже говорили, что его умственные способности скудны для такой задачи. С тех пор Климт не брал государственных заказов.

Альфонс Муха. Эскиз витража для магазина Жоржа Фуке. © Музей Карнавале, Париж
Альфонс Муха. Эскиз витража для магазина Жоржа Фуке. © Музей Карнавале, Париж

Альфонс Муха: слишком фривольный

Муха изображал женщин за занятиями, которые раньше считались исключительно мужскими. Девушки на его плакатах курят, пьют алкоголь, катаются на велосипедах — и всё это без сопровождения кавалеров. Критики говорили, что афиши слишком фривольны, а фирменные волнистые линии художника называли «мухинской лапшой». Однако рекламные постеры Мухи обеспечивали хорошие продажи, и консерваторам пришлось смириться с «лапшой» и новым образом женщины.

Анри де Тулуз-Лотрек. Софа. 1894–1896. © Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Анри де Тулуз-Лотрек. Софа. 1894–1896. © Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Анри де Тулуз-Лотрек: пошлый и порнографичный

Тулуз-Лотрек был всего 142 сантиметра ростом, и с женщинами ему не везло. Художник много времени проводил в борделях и посвящал жизни проституток целые серии работ. Критик Лепелетье так писал вскоре после смерти Лотрека: «Это своеобразный, неприятный талант калеки, который всё вокруг себя видел в уродливом свете и преувеличивал грязные стороны жизни, привлекая внимание к порокам и извращениям». Художник получил признание лишь посмертно.

Михаил Врубель. Морская царевна. 1897. © Финская национальная галерея, Хельсинки
Михаил Врубель. Морская царевна. 1897. © Финская национальная галерея, Хельсинки

Михаил Врубель: недостаточно изобретательный

Широкая публика впервые увидела работы Врубеля в 1896 году на Всероссийской Нижегородской выставке. Критики набросились на молодого художника за туманность сюжетов и претенциозность. Горький посвятил Врубелю пять разгромных статей, в одной из которых писал: «Едва ли это оригинально, во всяком случае — не ново, а среди таких мастеров, как Васнецов и Сведомские, Суриков и другие, — некрасиво, даже уродливо». Круг почитателей Врубеля оставался узок до конца его жизни.

Лев Бакст. Эскиз костюма для Вацлава Нижинского (Искандер, балет Пери). 1922. © Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Лев Бакст. Эскиз костюма для Вацлава Нижинского (Искандер, балет Пери). 1922. © Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Лев Бакст: любитель дешёвых эффектов

В 1908 году Бакст написал работу «Древний ужас», которая изображает гибель античной цивилизации. Реакция критиков была неоднозначной: например, Сергей Мамонтов писал: «Бакст, очевидно, долго придумывал, чем бы сильней ошарашить зрителей. Но придумал всего-навсего рельефную географическую карту, видимую с аэроплана». После «Древнего ужаса» Бакст почти не писал картин, и безоговорочное признание ему принесли театральные эскизы.

Онлайн-курс «О чём молчат картины»

-6

Их имена знают все, их картины печатают на магнитах и футболках. Но понимаем ли мы искусство Ван Гога, Микеланджело, Моне или Матисса?

На курсе «О чём молчат картины» мы заново откроем для себя работы великих художников. Один вебинар — один автор. Нас ждут 23 вебинара: одно занятие — один художник.