Найти тему

Мебель эпохи Петра I

Оглавление

Петр I
Петр I

Благодаря Петру I Россия заняла достойное место в плеяде европейских стран. Ему удалось кардинальным образом преобразовать не только армию и флот, но и весь государственный аппарат, а также жизнь всех подданных России. Изменения коснулись традиционной формы одежды, прически, интерьеров и даже манеры поведения. Художественные вкусы последнего царя всея Руси и первого императора Российской Империи настолько отличались от всего привычного, что дали начало новому стилю, условно названному «петровское барокко». 

Петровское барокко
Петровское барокко

Любимым детищем Петра стал стремительно строящийся на берегах Невы новый город. В фломировании неповторимого архитектурного облика Петербурга приняли участие представители разных европейских наций и, соответственно, направлений европейского барокко: немец Иоганн Фридрих Браунштейн, итальянец Доменико Трезини и француз Жан-Батист Леблон. Однако дворцы, которые они построили в Санкт-Петербурге, имели свои неповторимые черты, хотя и были более сдержанными по декору.

Изменения коснулись не только внешнего вида строений, но и их внутреннего убранства, которое становилось все более разнообразным. В первую очередь, это относилось к новым домам Петербурга, в то время как Москва по-прежнему оставалась патриархальной. Большая часть домов, строившихся на берегах Невы, были похожи на сохранившийся до наших дней домик Петра I - то есть, были деревянными и состояли из двух светелок и небольших сеней. Только вот царская изба уже скорее походила на европейские дома – тесаные сосновые бревна были отделаны под кирпич. Подобный двойственный характер художественного решения был свойственен и предметам внутреннего убранства.

Мебель выполненная в Петровском барокко
Мебель выполненная в Петровском барокко

Стол - Петровское барокко
Стол - Петровское барокко

Кровать - Петровское барокко
Кровать - Петровское барокко

Одним из примеров может стать небольшой «висячий» шкафчик прямоугольной формы с надписью «1705», который хранится в собрании Эрмитажа. Он украшен резными накладками в стиле народного искусства, однако объемные «овы» (от лат. «ovum» - яйцо) на его высоком карнизе и профили на стенках, напоминающие отделку «гамбургских» и «данцигских» шкафов, намекают на то, что мастер был знаком с модными заграничными техниками.

 В то же время некоторые российские умельцы научились полностью копировать западные образцы. Появились в России и мастера-иностранцы. Например, столяр Яган Шмитт, которому царь поручил написать «мнение» о столярном деле. Кроме того, в Петербург был перенесен царский двор, что способствовало появлению в городе иностранных послов. По указу Петра I в 1714 году было временно запрещено каменное строительство где-либо, кроме новой столицы, а потому уже спустя три года в ней насчитывалось более четырех тысяч новых каменных домов.

Зеленый кабинет Петра I в Летнем дворце (1713-1714)

Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I

Интерьер Зеленого дворца выполнен в соответствии с существовавшей тогда в Европе модой. Деревянные панели украшены изысканной росписью с элементами рокайля и позолоченными профильными деталями. Кабинеты стали популярны в Европе еще в XVII веке и с тех пор стали неотъемлемой частью помещений, предназначенных для работы с бумагами, книгами и документами. В Зеленом кабинете Петра I сохранились также библиотечные шкафы-витрины, в которых обычно хранили различные «куриозные» вещи, имеющие отношение к искусству или науке. Экспонаты, которые здесь представлены, в свое время положили начало коллекции Кунсткамеры, ставшей первым общедоступным музеем.

Еще один пример «петровского барокко» - шкаф-поставец. Его можно увидеть в Государственном Эрмитаже.  

Шкаф-поставец - Петровское барокко
Шкаф-поставец - Петровское барокко

По указу Петра I в строящийся Петербург перевозили умельцев со всей страны – плотников, резчиков, столяров, позолотчиков. В их числе были даже мастера из Оружейной палаты.

Говоря о становлении мебельного искусства в России нельзя не упомянуть Никола Пино. Французский скульптор, декоратор и резчик по дереву вместе в мастерами своей художественной школы несколько лет трудился над созданием интерьеров для Большого Дворца в Петергофе, в том числе Дубового кабинета. Рокайльные мотивы, тончайшая резьба и прихотливые силуэты – вот что отличало работы французских мастеров, которым удалось воплотить в России новейшие идеи, на десятилетия вперед определившие дальнейшее направление развития французского мебельного искусства.

Значительную роль в создании дворцовых интерьеров сыграл Антуан Рушбот, который был практически единственным исполнителем убранства парадных спален. Мастер «кроватного убору» пришелся как нельзя кстати, ведь до начала XVIII в России не существовало традиции оформления спальных помещений, которые обычно располагались подальше от приемных покоев, а иногда и в специальных пристройках.