Благодаря Петру I Россия заняла достойное место в плеяде европейских стран. Ему удалось кардинальным образом преобразовать не только армию и флот, но и весь государственный аппарат, а также жизнь всех подданных России. Изменения коснулись традиционной формы одежды, прически, интерьеров и даже манеры поведения. Художественные вкусы последнего царя всея Руси и первого императора Российской Империи настолько отличались от всего привычного, что дали начало новому стилю, условно названному «петровское барокко».
Любимым детищем Петра стал стремительно строящийся на берегах Невы новый город. В фломировании неповторимого архитектурного облика Петербурга приняли участие представители разных европейских наций и, соответственно, направлений европейского барокко: немец Иоганн Фридрих Браунштейн, итальянец Доменико Трезини и француз Жан-Батист Леблон. Однако дворцы, которые они построили в Санкт-Петербурге, имели свои неповторимые черты, хотя и были более сдержанными по декору.
Изменения коснулись не только внешнего вида строений, но и их внутреннего убранства, которое становилось все более разнообразным. В первую очередь, это относилось к новым домам Петербурга, в то время как Москва по-прежнему оставалась патриархальной. Большая часть домов, строившихся на берегах Невы, были похожи на сохранившийся до наших дней домик Петра I - то есть, были деревянными и состояли из двух светелок и небольших сеней. Только вот царская изба уже скорее походила на европейские дома – тесаные сосновые бревна были отделаны под кирпич. Подобный двойственный характер художественного решения был свойственен и предметам внутреннего убранства.
Одним из примеров может стать небольшой «висячий» шкафчик прямоугольной формы с надписью «1705», который хранится в собрании Эрмитажа. Он украшен резными накладками в стиле народного искусства, однако объемные «овы» (от лат. «ovum» - яйцо) на его высоком карнизе и профили на стенках, напоминающие отделку «гамбургских» и «данцигских» шкафов, намекают на то, что мастер был знаком с модными заграничными техниками.
В то же время некоторые российские умельцы научились полностью копировать западные образцы. Появились в России и мастера-иностранцы. Например, столяр Яган Шмитт, которому царь поручил написать «мнение» о столярном деле. Кроме того, в Петербург был перенесен царский двор, что способствовало появлению в городе иностранных послов. По указу Петра I в 1714 году было временно запрещено каменное строительство где-либо, кроме новой столицы, а потому уже спустя три года в ней насчитывалось более четырех тысяч новых каменных домов.
Зеленый кабинет Петра I в Летнем дворце (1713-1714)
Интерьер Зеленого дворца выполнен в соответствии с существовавшей тогда в Европе модой. Деревянные панели украшены изысканной росписью с элементами рокайля и позолоченными профильными деталями. Кабинеты стали популярны в Европе еще в XVII веке и с тех пор стали неотъемлемой частью помещений, предназначенных для работы с бумагами, книгами и документами. В Зеленом кабинете Петра I сохранились также библиотечные шкафы-витрины, в которых обычно хранили различные «куриозные» вещи, имеющие отношение к искусству или науке. Экспонаты, которые здесь представлены, в свое время положили начало коллекции Кунсткамеры, ставшей первым общедоступным музеем.
Еще один пример «петровского барокко» - шкаф-поставец. Его можно увидеть в Государственном Эрмитаже.
По указу Петра I в строящийся Петербург перевозили умельцев со всей страны – плотников, резчиков, столяров, позолотчиков. В их числе были даже мастера из Оружейной палаты.
Говоря о становлении мебельного искусства в России нельзя не упомянуть Никола Пино. Французский скульптор, декоратор и резчик по дереву вместе в мастерами своей художественной школы несколько лет трудился над созданием интерьеров для Большого Дворца в Петергофе, в том числе Дубового кабинета. Рокайльные мотивы, тончайшая резьба и прихотливые силуэты – вот что отличало работы французских мастеров, которым удалось воплотить в России новейшие идеи, на десятилетия вперед определившие дальнейшее направление развития французского мебельного искусства.
Значительную роль в создании дворцовых интерьеров сыграл Антуан Рушбот, который был практически единственным исполнителем убранства парадных спален. Мастер «кроватного убору» пришелся как нельзя кстати, ведь до начала XVIII в России не существовало традиции оформления спальных помещений, которые обычно располагались подальше от приемных покоев, а иногда и в специальных пристройках.