XVII век стал временем начала глубоких изменений в традиционном укладе жизни казачества. Возрастание численности казаков сделало их войска до того мощными, что они стали удерживать стабильный контроль над глубинными территориями своего расселения. Это способствовало началу развития у казаков ремесленничества, скотоводства и хлебопашества, так как частые нападения врагов уже не угрожали казачьему тылу. Появлялось все больше семейных казаков, а значит, и потомственных, рожденных уже в казачьих семьях и сызмала впитавших в себя особенности весьма уникального казачьего быта.
Поскольку русских женщин не всегда легко было заманить в столь отдаленные и неспокойные области, казаки часто искали жен среди местных народов: татар, ногайцев, черкесов, горцев Кавказа. А иногда женились на пленницах, которых добывали в походах. Женщины из другой этнической среды приносили свои традиции и мировоззрение в казачьи семьи. В совокупности со специфическим образом жизни тесный контакт с другими народами способствовал формированию особых культурных традиций и самосознания казаков.
Их территориальные группы, обычно называемые по рекам, в бассейнах которых они расселялись: запорожские (имевшие свои опорные пункты за порогами Днепра), донские, хоперские, волжские, яицкие, кубанские, терские, постепенно превращались в ряд особых русских субэтносов, для которых при общности языка характерно сильное отличие традиционных культуры и менталитета от общерусских. В последующие века вплоть до советской эпохи это обособление казачьих этнотерриториальных групп продолжало усиливаться, и к началу XX в. некоторые казаки даже перестали причислять себя к русским. Такая дифференциация имеет место и сейчас в среде потомственных казаков.
К концу XVII в. в казачьей среде стало выраженным имущественное расслоение: появились домовитые казаки, сделавшие, говоря современным языком, состояние на накоплении военной добычи или наемной службе, и голь — малоимущая и неимущая часть казачьего населения.
Домовитые казаки начинали пользоваться бóльшим влиянием на заседаниях круга, фактически ограничивать голос «голутвенных», что поколебало традиционное общинное равноправие. То есть, у казаков началось зарождение собственной знатной прослойки. Это, естественно, вызывало недовольство казачьей бедноты, побуждало ее к выступлениям против зажиточных казаков. Те, чтобы сохранить свое положение, все преданнее смотрели в сторону Москвы. Именно предательство домовитых казаков способствовало поражению общеказачьего сопротивления 1707 — 1708 гг. стремлению царя Петра I установить полный контроль над землями казачьей вольницы (восстание К. Булавина).
С XVIII в. начинается попадание казачьих общин все в большую зависимость от царской власти, число вольных казаков быстро сокращается, пока к концу столетия все казаки не были обязаны нести в пользу российского императора военную службу.
Прочитать полную версию можно здесь: http://history-thema.com/uklad-zhizni-kazakov-do-xviii-v-i-ih-proishozhdenie/
Если вам понравилось, нажмите «лайк» и подпишитесь на наш канал. Спасибо, что дочитали до конца! Удачных дней!
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.