ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:
ХРОНИКИ НОВГОРОДСКОЙ ЭКСПАНСИИ. ПОВОЛЬНИКИ.
Хроники новгородской экспансии. Битва за Север.
Хроники новгородской экспансии. Москва бьет с носка.
«Первопроходцы X—XIII веков были как будто на редкость равнодушны к внешним атрибутам своего исторического бессмертия. Они не оставили нам в наследство каких-либо циклопических сооружений, которые могли бы увековечить их память.
Если собрать вместе все сообщения летописей и других документов, имеющих отношение к истории Севера XI—XIII веков, наберется в общей сложности лишь несколько страниц. Четыре столетия истории неоглядного края, истории, насыщенной бурными, драматическими событиями и колоссальным созидательным трудом, умещаются на четырех-пяти листах…
…Этот процесс, занимающий умы современных историков, находится вне поля зрения летописца, будучи заслоненным более яркими событиями, происходившими у него на глазах: политическими конфликтами, военными столкновениями, междоусобной борьбой за княжеские столы (престолы). Вместо обстоятельного повествования о включении той или иной северной области в состав государственной территории Руси мы неожиданно встречаем в летописи просто новое географическое название и делаем вывод, что включение уже состоялось. Нет в нашем распоряжении и полного списка освоенных к XIII веку северных областей, которым можно было бы воспользоваться для исторической карты»
Макаров Н.А. «Русский Север: таинственное средневековье»
Наша история о распространения влияния и власти новгородской республики на окружающие земли и сопутствующих конфликтах. Основной акцент сделан на освоение северных земель, военные столкновения с «вассальными», по мнению новгородцев, племенами и схватки с «конкурентами» из других русских княжеств. Военные конфликты со Швецией, Норвегией, Тевтонским и Ливонским орденами, а так же орденом Меченосцев, это совсем другая история, и к ней мы еще вернемся.
11 век
1030 год. Великий князь Ярослав Святославович (Ярослав Мудрый) «В тот же год пошёл Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев». Современное название Тарту. Ярослав был новгородским князем в 1011-1016 годах, с помощью новгородцев и наемных варягов завоевал Киев и стал великим князем. Полностью переехал в Киев только в 1036 году, поставив новгородским князем своего сына Владимира в 1034 году
1032 год. «Того же лета Улеб иде на Железнаа Врата из Новагорода, и вспять мало их взвратишася, но мнози тамо погибоща». Улеб (норвежское Ульв) – сын ладожского (Старая Ладога) посадника. Где находятся «Железные врата» есть разные мнения, по одной из версий, около устья Северной Двины, по другой, это Карские Ворота между Новой Землей и островом Вайгач.
1038 год. Великий князь Ярослав воюет с ятвягами, балтийскими славянами, близкими к пруссам.
1040 год. Великий князь Ярослав, вместе с новгородцами, идет на литву (название группы племен). А его сын воюет с племенами емь.
1042 год. Владимир Ярославич совершает поход на территорию современной Финляндии. "Иде Володимер, сын Ярославль на Ямь, и победи».
1061 год. Город Юрьев уничтожен эстонскими племенами сакаласцев .
1078 год. Глеб Святославич, старший сын великого князя киевского СвятославаЯрославича, князь новгородский, изгнан из города и бежит «за Волок», где его убивает чудь заволочская (возможно эсты и вепсы).
1096 год. Нестор в «Повести временных лет», упоминает «…хождение новгородцев за данью в Печору и Югру…".
Весь 11 век Новгород активно расширяет «сферу влияния» и подчиняет себе окружающие племена. Начинается проникновение на Север. Процесс собирания земель, начался намного раньше, еще до основания великого города, но письменных свидетельств о нем мы не имеем.
Освоение новгородцами земель северо-востока Европы приводит к столкновению и борьбе с финскими племенами.
12 век
Чудь-общее название, которым новгородцы объединили разные прибалтийские и финские племена. В чудь «записывали»: водь, весь, сумь, емь, ижору, эстов, иногда корелу, в зависимости от общего контекста так могли называть почти любую народность.
Новгородцы считали чудь своими вассалами-данниками, обязанными платить за проживание на территории новгородской республики. Вот только сами чудины были с этим не слишком согласны, платить за право проживания на своих старинных землях, где новгородцы появились значительно позже, они, почему то, не хотели. Весь 12 век проходит в кровавых столкновениях с чудью. Племена чуди вовсе не были безобидными «овечками», при случае, они сами охотно нападали на русские селения и даже города.
То же самое было и с емь, предположительно группой финно-угорских племен, корельских по другой версии.
Межплеменные раздоры и войны помогали новгородцам в захвате новых территорий. Союзные Новгороду племена водь, корел и ижора с удовольствием участвовали в войнах с емью и чудью. К началу 13 века, большинство проживающих на территории современных Финляндии и Карелии народов, были обложены данью, впрочем, были и восстания и набеги.
1105 год. Новгородский князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, воюет с чудью.
1113-1116 годы. Князь Мстислав успешно ходит в поход на чудь.
1114 г. Новгородцы идут в поход на Самоядь и Югру.
1130 год. Новгородский князь Всеволод Мстиславович, сын киевского князя Мстислава Великого, с младшими братьями Изяславом, Ростиславом и Ярополком,успешно воюют с чудью. «Иде Всеволод с новогородци на Чюдь зиме, в говение, и самых исече, а хоромы пожже, а жены и дети приведе домовь».
1131год. Новый поход Всеволода Мстиславовича на чудь, заканчивается поражением у Клина, вблизи Чудского озера: «и створися пакость велика: много добрых мужей избиша в Клине новгородец, месяца генваря в 23, в субботу».
1133 год. Опять зимний поход на чудь. Всеволод Мстиславович захватывает город Юрьев.
1149 год. На новгородских «данщиков», идущих из Югры, нападает князь-наемник Иван Ростиславич Берладник, в сражении тяжелые потери несут обе стороны. Приказ о нападении отдает князь ростово-суздальский и великий князь киевский Ю́рий Влади́мирович, по прозвищу Долгору́кий.
1166-1167 год. Сын Андрея Боголюбского Мстислав, зимой совершает поход за «Волок», ему, удается распространить свою власть на отдельные территории на Северной Двине, тогда же под власть Андрея перешли земли вокруг озера Лача и на реке Онеге (на юго-западе нынешней Архангельской области).
1167 год. Поход новгородцев на Югру для обложения данью, ну и, пограбить само собой. Дружина Андрея Боголюбского отбирает у новгородского отряда дань, собранную на севере.
1169 год. Собирать дань пришли на Двину с обеих сторон, при этом Новгород и Суздаль находились в состоянии войны. Полторы тысячи суздальцев против пятисот новгородцев. Но новгородцы неожиданно атакуют и, потеряв 15 человек побеждают. Битва жесточайшая, пленных не берут. Суздальцы теряют 800 человек, но численное превосходство сказывается, и победители временно отступают. Посланцы Боголюбского все-таки собирают «оброк» с местного населения и уходят восвояси. После этого возвращаются новгородские «данщики»: «...И отступиша новгородьци, и опять воротившеся, възяшя всю дань». Дань взяли и с тех, кто уже заплатил ее суздальцам.
1174 год. Основан город Вятка (Хлынов) на одноименной реке. Город стал центром притяжения для тысяч искателей лучшей доли. Практически без участия государства, окруженная недружественными аборигенами, создается «северная республика». Власть князей была здесь чисто номинальной, главным управляющим органом являлось народное вече. Только в 1489 году, после нескольких военных походов, Хлынов подчиняется Москве.
1178 год. Ростово-Суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо строит при слиянии рек Сухоны и Юга город Гледен. Город стал опорным пунктом продвижения ростово-суздальцев в Заволочье.
1179 год. Новгородцы призывают на княжение Мстислава Ростиславича (Мстислава Храброго). В том же году, во главе 20 тысячного войска, он совершает поход на чудь, как возмездие за нападение на Псков.
1187 год. Происходит восстание за Волоком, в Печоре, в Югре, убито около сотни новгородцев. В разных местах возмущение происходит одновременно. «…избьени были печерьские даньники и югърьскии в Печере, а друзии за Волоком, и паде голов о сте къметьства». Возможно, причиной, стало вмешательство новгородского князя Мстислава Давидовича в сбор дани. Аборигенам, пришлось платить ее дважды, что и стало причиной смуты. В том же году, Мстислав Давидович был изгнан из Новгорода.
1190 год. Поморская чудь на семи судах высаживается недалеко от устья реки Великой и грабит окрестности Пскова. Псковичам удается разбить нападающих. Т.к. до 1348 года Псков входил в состав Новгородской республики, это было нападением на сам Новгород Великий.
1191 год. Ответный поход новгородцев и псковичей на чудь. Войско, под руководством князя Ярослава Владимировича, разорило селения чуди, взяло, в очередной раз, город Юрьев, и вернулось "...«полона бещисла приведоша» В этом же 1191 году «ходиша новгородьци съ Корелою на Емь, и воеваша землю ихъ и пожьгоша и скотъ исекоша».
1192 год. В поход на чудь отправляется новгородско-псковское войско, под руководством приближенных Ярослава, сам он остается в Пскове. Воюют удачно, захвачена и сожжена крепость, Медвежья голова, пригнан полон.
1193 год. Неудачный поход на Югру, видно обострение противоречий в самом Новгороде.
Новгородская рать, 300 человек, под общим руководством воеводы Ядрея, собирала дань серебром, пушниной и изделиями из кости. Возникли «разногласия» с местными жителями и один городок берется штурмом. Войско осаждает другой укрепленный поселок, но не может «взять изгоном» и стоит в осаде 5 недель. Дальше местные уговаривают воеводу: “копимъ сребро и соболи и ина узорочья, а не губите своихъ смьрдъ и своеи дани”. Что-то заставляет новгородцев не только поверить, но и отправиться в гости к осажденным. Сначала 12 человек, с воеводой и священником Иваном Легеной во главе, затем еще 30 человек, потом еще 50, отправляются « в гости», все они будут убиты. Возможно, такая доверчивость вызвана предательством среди самих новгородцев. Летопись сообщает о новгородце Савке, который «…перевѣт держаше отаи съ княземь югорьскымъ…». Савка, явно не простой воин, он, возможно, один из руководителей похода или посредник в общении с местной верхушкой. Но у него свои планы, может быть, он работает на кого-то в Новгороде. Он не заинтересован в успехе похода, даже прямо советует югорскому князю «…“аще, княже, не убиешь еще Яковца Прокшиница, а живого пустиши в Новъгород, то тому ти, княже, опять привести воя сѣмо, и землю твою пустусъ творит”.
После гибели предводителей, новгородцы еще 6 недель стоят около крепости, и совсем слабеют от голода. Местные жители делают вылазку, возможно извещенные Савкой, и убивают большую часть осаждающих. До Новгорода добирается только 80 человек.
Позднее, уже в Новгороде, расправились с сообщниками Савки:»… убиша Сбышку Волосовиця и Негочевиця Завида и Моислава Поповиця сами путьники, а друзии кунами ся откупиша; творяхуть бо я съвѣтъ дьржаще на свою братью…». Все, кроме Савки, имеют «-вичи» (отчества), что заставляет предполагать их высокий социальный статус. Не исключено, что они принадлежат к боярству или богатейшему купечеству.
Эта история, о сложных взаимоотношениях между Югрой и Новгородом и кровавом соперничестве внутри новгородской «элиты» за право контроля над торговлей и сбором дани с подвластных территорий. Одна из немногих, дошедшая до нас с подробностями, видимо современников она впечатлила.
Еще в конце 11 века упоминается о попытках получения дани с Югры, считается, что к 1187 году, Новгород своего добился. Югра вошла в состав колониальных владений Великого Новгорода, хотя зависимость ее от него была слабой. Дело ограничивалось наездами даньщиков для сбора ясака. Летопись зафиксировала цели Новгорода в Сибири: он пытается обложить югричей данью, забирая у них "серебро и соболи и ина узорочья". Дань изымается с кровью, Югра располагала достаточно высоким уровнем развития и военной силой, способной дать отпор новгородским находникам.
Сбор дани находился в руках новгородских бояр, территория закреплялась за той или иной семьей и являлась наследственной. Этот принцип действовал как на территории «старых» владений новгородской республики, так и на вновь присоединенных.
Население Югры, стремясь скрыться от сборщиков, дани постепенно откочевывает за Урал и смешивается там с местным населением. Вынужденные мигранты вытесняют ненцев в тундру. На территории от устья реки Куноват до Обской губы образуется сообщество, которое новгородцы называли Обдорским княжеством.
Другое межплеменное сообщество возникает на реке Северная Сосьва, его называли Ляпинским княжеством.
Миграция местного населения продолжится и в будущем, подстегиваемая военными походами новгородцев и началом христианизации. Вслед уходящим данникам двигаются и новгородские повольники с купцами, теперь они идут к Северной Сосьве.
Во второй половине 12 века в «северные дела» Новгорода начинает активно вмешиваться Владимиро-Суздальское княжество. Но, это только начало схватки за ресурсы северных земель, в 14 веке, в борьбу за Север вступит московское княжество. Об этом, в следующей части нашей истории.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:
ХРОНИКИ НОВГОРОДСКОЙ ЭКСПАНСИИ. ПОВОЛЬНИКИ.
Хроники новгородской экспансии. Битва за Север.
Хроники новгородской экспансии. Москва бьет с носка.