Найти в Дзене
Судострой

Проект 661 "Анчар". Самая быстрая подлодка в мире

АПЛ проекта 661 "Анчар" / Фото: СПМБМ "Малахит"
АПЛ проекта 661 "Анчар" / Фото: СПМБМ "Малахит"

В конце января 2020 года на #заводе "Севмаш" в Северодвинске прошла встреча участников строительства атомной подводной лодки (АПЛ) К-162 проекта 661 "Анчар". Это первая в мире АПЛ с титановым корпусом, а установленный ею рекорд скорости под водой до сих пор не побит. В декабре 1970 года при полной мощности реакторов корабль смог развить скорость 44,7 узла (82,695 км/ч).

Однако уникальный проект "Анчар", создававшийся как #подлодка будущего, так и не был продолжен. Планировавшаяся закладка ещё двух АПЛ проекта 661 была отменена. Подлодка К-162 (затем К-222) осталась единственной в серии. Видимо, свою роль сыграла высокая стоимость строительства, из-за которой К-162 была прозвана "золотая рыбка".

Проект опытовой скоростной крейсерской титановой АПЛ начал создаваться в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ "Малахит") под руководством главного конструктора Н.Н. Исанина в 1961 году, когда постановлением Совета Министров СССР были утверждены основные тактико-технические характеристика #корабля.

Модель АПЛ проекта 661 в музее СПМБМ "Малахит" / Фото: Судострой
Модель АПЛ проекта 661 в музее СПМБМ "Малахит" / Фото: Судострой

Надводное водоизмещение АПЛ проекта 661 составляло 5,2 тыс. тонн, подводное – 7 тыс. тонн, длина – 106,9 м, ширина – 11,5 м. Подлодка была оснащена двумя атомными реакторами водо-водяного типа мощностью 177,4 МВт каждый.

Предназначенный для борьбы с авианосными соединениями противника корабль проекта "Анчар" оснащался десятью крылатыми ракетами "Аметист" с подводным стартом. После титанового корпуса, это стало ещё одним отличием проекта 661 от других подлодок.

Всего же в проекте "Анчар" были реализованы сотни революционных идей. По данным Севмаша, конструкторам официально запретили использовать "традиционные" технические решения, реализованные на других подводных лодках.

Закладка подлодки К-162 состоялась в цехе №42 в 1963 году. 31 декабря 1969 года АПЛ К-162 проекта 661 была принята в опытную эксплуатацию Северным флотом. В декабре 1984 года АПЛ была выведена из эксплуатации. Демонтаж "золотой рыбки" начался в 2008 году.

Фото АПЛ проекта 661 в Центральном военно-морском музее
Фото АПЛ проекта 661 в Центральном военно-морском музее

Для своего времени подлодка была передовой. Сейчас такие разработки называют инновационными. Многие решения, заложенные в проекте "Анчар", получили дальнейшее развитие. Так, крылатые ракеты "Аметист" применялись в проекте 670 "Скат", а титановый корпус использовался в подводных лодках проектов 705 "Лира", 865 "Пиранья" и 945 "Барракуда".

Однако за рекордными скоростями "Анчара", сопровождавшимися высоким уровнем шума, уже никто не гнался. Наибольшая подводная скорость "Лиры" составляла 41 узел. Судя по тому, что проект 705 выпускался серийно, такая максимальная скорость оказалась более приемлемой для подводных лодок.

Наука
7 млн интересуются