Когда обнаруживаешь в архиве новые, ранее неизвестные документы – чувствуешь себя первооткрывателем. Вдвойне – когда они касаются известного человека, в биографии которого, казалось бы, не должно быть существенных пробелов и белых пятен…
Приговор и другие судебные документы по делу Валерия Чкалова мне довелось отыскать в архиве, работая над книгой о «сталинских соколах». О тех, кто за совершенные подвиги был вознесен на пьедестал славы, а потом оказался под трибуналом и сменил летную форму на тюремную робу.
Валерий Павлович Чкалов – один из таких воздушных асов.
При изучении документов оказалось, что все ранее написанное – в том числе историками и родственниками – о судебной эпопее Чкалова не совсем соответствовало действительности…
Начну с того, что Валерий Павлович Чкалов – великий летчик и прекрасный человек. Но это не повод для замалчивания некоторых вех его биографии. Он был неоднозначной, противоречивой личностью, с крутым характером и большой пробивной силой. В рамках воинских уставов, ограничивавших творчество и не допускавших какую-либо самодеятельность, ему было трудно и неуютно.
Военная служба у Чкалова не задалась с самого начала. Среди сослуживцев и командиров за ним прочно закрепилось прозвище – «воздушный хулиган».
В 1932 году комбриг НИИ ВВС Адам Залевский[1] писал о своем подчиненном в аттестации: «Общее развитие хорошее, политическое недостаточное, характер спокойный, твердый, настойчивый, но зачастую настойчивость переходит в упрямство и грубость, любит часто вступать в пререкания... Дисциплина на земле удовлетворительная, в воздухе недостаточная. Нередко нарушал наставления на летной службе, а также и аэродромный летный распорядок. В воздухе выкидывал номера, граничащие с хулиганством. Выпивает нередко и крепко…».
Некоторые исследователи считают эту аттестацию необъективной. Но те, кто знает о принципиальности и порядочности Залевского, согласятся с тем, что его выводы правдивы. И приговоры военных судов являются еще одним тому подтверждением. В приговоре трибунала от 30 октября 1928 года есть такая запись: «Как видно из приказа по 15 авиаэскадрилье за Чкаловым наблюдалась раньше недисциплинированность в полетах, именуемая хулиганской тактикой, проходящей красной нитью за всю его полетную службу»[2]…
Это был уже второй суд. Но вначале о первом, который состоялся 16 ноября 1925 года.
Военный трибунал Ленинградского военного округа, рассмотрев дело № 150, приговорил В.П. Чкалова на основании ст. 109 (дискредитирование власти должностным лицом), с последствиями по ч. 1 ст. 105 (должностное злоупотребление) УК РСФСР к 1 году лишения свободы со строгой изоляцией.
Согласно приговору, В.П. Чкалов 7 сентября того же года «состоя в должности военлета 1-й эскадрильи… и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии, вследствие чего не только не мог лететь, но и вообще вел себя недопустимо, кричал, шумел и т. д.».
С учетом смягчающих обстоятельств наказание Чкалову было снижено до 6 месяцев.
Потом был известный воздушный парад в Москве в честь 10-летия Октябрьской революции, куда Чкалова командировали от эскадрильи, разрешив делать фигуры высшего пилотажа. Он блестяще их выполнил на максимальной скорости. Хотя перед этим, 24 марта того же года, участвуя на «Фоккере» в учебном бою, задел и повредил самолет военлета Дроздова, нарушив установленную дистанцию. А когда тот стал снижаться, уходя от самолета Чкалова, последний продолжил его преследование и вынудил сесть. За это ЧП «воздушный хулиган» побывал на гауптвахте.
Есть основания полагать, что после парада кто-то из высокого военного начальства запретил сажать Чкалова под арест за его «художества». Тем не менее, впереди Валерия Павловича ждали не только дисциплинарные аресты, но и новый суд.
После перевода Чкалова в 15-ю эскадрилью, дислоцированную в г. Брянске, в июле 1928 года, на гомельском аэродроме при посадке он зацепил хвостом край оврага. Затем, когда его звену поручили перегнать из Гомеля три самолета, он решил «на бреющем» пролететь между телеграфными столбами. Но, видимо, не заметил, что один из проводов провис ниже остальных. Самолет задел его и при падении был сильно поврежден.
Во многих публикациях утверждается, что на этот раз Чкалова судили в ноябре 1928 г. Однако в материалах дела черным по белому написано, что суд состоялся в городе Брянске 30 октября 1928 года.
Проведенным судебным следствием было установлено следующее: «Чкалов 28 июля сего 1928 г., получив задание вылететь с Гомельского аэродрома ... при посадке не проявил достаточной внимательности и, не имея никакого запаса, как по высоте, так и по расстоянию, вследствие такой невнимательности и излишней самоуверенности, не дал газ и не перетянул овраг полностью на границе аэродрома, почему самолет коснулся при приземлении посадочной площадки в то время, как хвост его находился в овраге, ударившись о край оврага, оторвался, следствием чего была порча самолета, потребовавшая малого заводского ремонта… 15 августа сего 1928 г. Чкалов, получив задание в составе эскадрильи произвести перелет из Гомеля в Брянск бреющим полетом… у разъезда Турбинки близь ст. Сураш, находясь на высоте меньшей, чем самолет ведущего, и вследствие проявленной халатности, выразившейся в невнимательности к местным предметам на пути полета, вследствие чего самолет Чкалова врезался в телеграфные провода железнодорожной линии и потерпел аварию, выведя из строя самолет, который признан технической комиссией к дальнейшей эксплуатации не годным…».
По статье 17 п. «а» Положения о воинских преступлениях и п. «а» статьи 193-17 УК РСФСР В.П. Чкалов был приговорен к 1 году лишения свободы.
В письме жене Ольге он писал об этом судебном заседании следующее: «Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы. Я приговор обжаловал в Коллегию Верховного суда. Буду писать письмо Ворошилову».
Представляют интерес доводы и аргументы, изложенные в Чкаловым в кассационной жалобе: «Прошу о пересмотре этого дела, или хотя бы (т. к. наличие вины моей безусловно имеется) об осуждении меня условно. …главное заключается в разном понимании характера подготовки летчика-истребителя. На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полетах неверна, в особенности в истребительской авиации. Летчик-истребитель должен быть, на мой взгляд, смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах. В противном случае, в воздушном бою с противником летчик, привыкший осторожно летать, больше будет думать о машине, чем о противнике. В результате чего безусловно будет сбит противником...».
ВРИД начальника ВВС Я.И. Алкснис ходатайствовал перед председателем военной коллегии В. Ульрихом "о смягчении меры наказания в силу высших летных качеств т. Чкалова, как одного из лучших истребителей".
Однако военная коллегия оставила приговор в силе и 2 января 1929 года Алкснис направил Ульриху еще одно ходатайство - "об амнистии тов. Чкалова". Свою просьбу он мотивировал следующим: «…тов. Чкалов принадлежит к числу тех немногочисленных, исключительно решительных и смелых наших летчиков истребителей, которые нам крайне нужны будут в военное время как наши красные «ассы». Горя законным желанием выжать из вверенной машины в воздухе все, что только от нее возможно, законным желанием совершенствоваться в технике пилотирования и стать виртуозом этого дела и имея достаточно «перца» для всего этого, тов. Чкалов иногда проделывает эволюцию в воздухе ниже установленных нашими уставами и инструкциями высот, в этом главным образом и заключается его не дисциплинированность, за которую его прямые начальники все время арестовывали и сажали и за что он попал под суд…».
Наказание Чкалов отбывал в Брянской тюрьме. Освобожден был досрочно. В 1930 году Алкснис добился его возвращения в кадры РККА…
[1]Командарм 2 ранга Алкснис (Астров) Яков Иванович (1897-1938) - с января 1937 г. заместитель наркома обороны - начальник ВВС Красной Армии. 28 июля 1938 г. приговорен к смертной казни.
[2] Здесь и далее - Надзорное производство №ки-3630/с, ГА РФ, арх. №112, оп. №7.