Найти тему
Satdata

ОПБ-5 - а мог бы быть универсальным самолетом, первым в своем роде...

ОПБ-5 с мотором М-90
ОПБ-5 с мотором М-90

Конструктор Кочергин продолжал удивлять своими проектами (учитывая, что большинство так и не пошло в серию - поражаешься его упорству и производительности). Его КБ постоянно получало заказы на машины различных (!) типов. Одним из интересных и редких самолетов стал пикировщик ОПБ-5. Задание на его разработку было получено незадолго до войны. Интересно, что пикировщик, ставший реальностью - ПЕ-2, был незадолго дло этого оперативно (за месяц-полтора) переделан из дальнего истребителя....

Специальных разработок пикирующих бомбардировщиков практически не велось.

Возможно, конструктору помогло в разработке именно такой схемы (одномоторный, но скоростной) участие в лицензионном производстве в СССР американского одномоторника (штурмовика!) "Валти"....

Более того, Кочергин пошел дальше - в силуэте самолета почти угадывается немецкий Фокке-Вульф 190, пришедший на войну двумя-тремя годами позже... Таким образом, наш конструктор создавал по сути универсальный самолет - истребитель-бомбардировщик или истребитель-штурмовик. Собственно, такие классы машин появятся в мировой авиации, но несколько позже...

ОПБ-5, в том числе и в варианте с мотором АМ-37 (левый нижний угол); все фото статьи взяты из открытых источников
ОПБ-5, в том числе и в варианте с мотором АМ-37 (левый нижний угол); все фото статьи взяты из открытых источников

Пионером мог стать СССР. Тем более, что и как чистый пикировщик, ОПБ занял бы пустующую нишу - так как пресловутый ПЕ-2 все таки "работал" по тактическим целям, да, как говорят, не часто использовал свои свойства пикировщика при бомбежках.

Машина Кочергина идеально подходила для самолета поддержки пехоты - нечто среднее между штурмовиком и истребителем-бомбардировщиком ....

Было предусмотрено довольно мощное вооружение - даже в первом варианте - 2 крупнокалиберных пулемета и два ШКАС; а также возможность подвески мощной бомбы до 500 кг...

Вроде как все карты спутала война, КБ было расформировано, Кочергина перевели с повышением, но без возможности доводки своих моделей... Хотя попытки доводки самолета под различные моторы предпринимались вплоть дл 42-го года.... Универсального штурмовика, пикировщика и к тому же истребителя (в крайнем случае) - войска так и не получили...

Летно-технические характеристики ОПБ-5:


Размах крыла: 10,40 м.
Длина: 8,28 м.
Площадь крыла: 18,00 кв. м.
Масса, максимальная взлетная: 3840 кг.
Тип двигателя: М-90.
Мощность: 1425 л/с.
Максимальная скорость у земли: 505 км/ч.
Максимальная скорость на высоте: 600 км/ч.
Практическая дальность: 670 км.
Практический потолок: 9900 м.
Вооружение: два 7,62-мм пулемета ШКАС (1700 патронов) и два 12,7-мм пулемета БС (с 440 патронами), бомба массой до 500 кг.

О предыдущей разработке конструктора - читайте здесь.

О спутниковой связи - тут.

Всем удачи и успехов!