«- Я до колик боюсь болезни Альцгеймера!
- Ты до неё сначала доживи...»
Огромная благодарность профессору Сергею Вячеславовичу Савельеву за то, что нашел время просмотреть статью и дать рекомендации. И сердечная благодарность соратнику профессора, который помог статью показать.
Думаю, что не сильно ошибусь, если предположу, все знают о благотворном влиянии мелкой моторики на развитие ребенка, или хотя бы слышали об этом. А уж если у вас на попечении маленький ребенок, то только ленивый из родительского сообщества не рассуждает о том, как занять ребенка чем-нибудь эдаким, чтобы маленькие пальчики были максимально задействованы. Тут тебе и конструктор, и бисер, и гречку можно перебирать, и, конечно, наша лепка, да и много чего ещё. Развитие речи ребенка плотно связывают с мелкой моторикой, что на первый взгляд кажется странноватым, но при детальном изучении вопроса связь становится вполне объяснима и даже очевидна. Ладно дети, а взрослые тут при чем?
Мне невероятно повезло, в 37 лет могу плотно общаться со своими дедами. И могу наблюдать над теми изменениями, которые происходят с ними в старости, с восприятием мира, с поступками, которые совершаются, в общем, — с работой головного мозга. Изменения, как это ни печально, не радуют, волей-неволей приходишь к концепции: со старым, немощным телом жить тяжело, но можно, а вот с не работающим мозгом — беда. Вопрос встал ребром: что можно сделать, чтобы улучшить качество жизни в старости (своей, если доживу). Инструментом достижения задуманного ДОЛЖНО стать занятие миниатюрой.
Поля Бродмана
Рис.1. Боковая поверхность мозга с пронумерованными полями Бродмана.
Рис.2. Центральная часть мозга с пронумерованными полями Бродмана.
Изучая труды профессора Савельева Сергея Вячеславовича, морфолога мозга, получилось в общих чертах понять физиологические процессы работы головного мозга. Первым «неприятным моментом» стало понимание, что мозг «накачать» нельзя. До углубления в вопрос искренне считал, что развитие мозга сравни бицепсам, но оказалось несколько по-иному.
Наш мозг можно разделить на поля, что в начале прошлого века описал немецкий невролог Корбириан Бродман. Поля ответственны за конкретные участки работы нашего организма и есть «карта» полей с выявленными функциями. Все это добро называется локализацией функций полей головного мозга. Всего Бродман выделяет 52 поля. Так поле 11, например, получает и обрабатывает запахи, отвечает за обоняние. А поле 43 обрабатывает вкусовые ощущения. Основная проблема — далеко не все поля получилось соотнести с функциями, за которые они отвечают, то есть картина неполная.
Дальнейшее изучение полей привели к заключению, что чем лучше развито поле, тем качественнее оно выполняет вмененные обязанности. И на интуитивном уровне понятно, что чем усерднее заниматься игрой на балалайке, тем лучше будет получаться, то есть задействованные в процессе поля будут работать с большей отдачей. Но как это работает?
Кровеносная система головного мозга
Рис.3. Кровеносная система головного мозга.
Головной мозг опутывает разветвленная сосудистая система, через которую поля питаются кровью. Все это добро состоит из нейронов, которые в результате сложных электро-химических взаимодействий обеспечивают всю работу. Когда их много и нейроны обеспечены всем необходимым — всем хорошо. Чем активнее вы пользуетесь конкретным полем, тем больше ему требуется ресурсов для работы и сосудистая система в этом месте вынуждена увеличиваться: сосуды расширяются, сетка капилляров разрастается, поступление «питания» увеличивается. Причем, обратите внимание, омывание идет не только того поля, которое вы используете, но и поля РЯДОМ. Именно в связи с этим развитие мелкой моторики у детей влияет на речь: речевые поля и поля управления пальцами рук находятся рядом.
И обратная ситуация, поле используется слабо, сосудистая система деградирует, нейроны не получают необходимого питания и они погибают. Старость же усугубляет деградацию, приводя к печальным последствиям в виде деменции, склероза и других «прелестей». И вот выходит простая математика: чем больше и дольше человек пользуется мозгом, тем более развитая у него будет кровеносная система головного мозга, и тем медленнее она будет деградировать с возрастом. И наша задача так загружать мозг, чтобы сосудистая система была развита и максимально, и, по возможности, равномерно. Предлагаю по-внимательнее взглянуть на наше хобби с точки зрения работы мозга.
Суть изысканий проста: определить поля, которые активизируются при работе с миниатюрой. Базовая информация - «Цитоархитектонические поля Бродмана».
Поля Бродмана и миниатюрист
Рис.4. Поля Бродмана.
Для начала следует обратить внимание на некоторую путаницу с полушариями мозга, что одно полушарие ответственно за творчество, второе — за логику. Оказалось, что все не так. Полушария практически симметричны и зеркально повторяют друг друга. Для описания процессов, протекающих в нашей голове, можно взять такую аналогию. Фирма принимает на работу двух сотрудников офиса. В их обязанность входит копировать документы и принимать входящие звонки. И изначально ребята и документов копируют одинаковое количество, и телефонных звонков принимают поровну. Через некоторое время само-собой получаются смещения в зоне ответственности: один как-то больше на телефоне сидит, а второй от ксерокса не отходит. В результате объем выполненных работ остается таким же, но пропорции поменялись. Кстати, аналогию можно немного расширить: ребятам приходит приказ от начальства — теперь им еще и уборку помещения вменяют в обязанности. Обсудив сложившуюся ситуацию (надеюсь мирным путем), они перераспределят между собой обязанности так, чтобы работа была сделана.
Так и мозг человека лет до 12-13 нагрузку по функциям распределяет на оба полушария примерно одинаково, а потом нагрузка начинает перераспределяться, естественно в рамках «своих» полей. То есть если поле 11 отвечает на обоняние, то связанная с обонянием работа распределяется между полем 11 правого полушария и полем 11 левого полушария, а не перебирается в зрительные области. Думаю, можно допустить, что в конечном итоге как бы не были распределены функции, связанные с обонянием между одиннадцатыми полями, развиваются они более-менее равномерно. Но следует отметить выявленную закономерность, важную в нашем случае: распределение функций довольно часто происходит согласно стороне тела, то есть за правую руку «отвечает» правое полушарие, за левую — левое. В связи с этим у правшей более развиты связанные с руками поля правого полушария, так как основная нагрузка по тонким манипуляциям приходится именно на правую, у левшей — левого. В идеале хорошо бы одинаково полно владеть обеими руками или хотя бы целенаправленно стремиться к этому.
Итак, какие поля работают, когда мы занимаемся миниатюрой. Предлагаю начать с лепки или, если угодно, скульптуры малых форм.
Процесс лепки
Если разбить процесс рисования картины на наиболее мелкие итерации, то «единицей» будет мазок кистью. Думаю, что такая единица подойдет и нам: движение руки, направленное на изменение детали формы... Как-то так. Пусть будет — штрих.
Из чего состоит этот самый штрих с точки зрения головного мозга:
- Получить визуальную информацию о состоянии фигуры.
- Принять решение, какое изменение следует внести на текущей итерации.
- Запланировать необходимое движение руки, а скорее рук, так как в подавляющем большинстве случаев работаем обеими руками, даже если в одной руке просто держим фигуру. Если работаем инструментом, то в план входит разработка траектории движения инструмента с учетом сопротивления материала, а также иных характеристик, которыми нельзя пренебречь.
- Получить информацию о текущем положении рук и пальцев.
- Передать сигналы в те мышцы, которые задействованы согласно п.3.
За получение и обработку зрительной информации отвечают находящиеся в затылочной зоне поля 17, 18 и 19, ядерные зоны зрительного анализатора. В 17 поле сигнал приходит, сообщая о наличии информации для анализа и интенсивности сигнала. Поля 18 и 19 анализируют цвет, форму, размеры и качество предмета.
Попав в кору больших полушарий импульс проходит несколько полей. Первичная сенсорная (стриальная) кора локализуется в затылочной области (поле 17). Она играет главную роль в формировании зрительных образов. Нейроны этого уровня форматируют все зрительное поле на отдельные квадранты с последующей оценкой положения объекта в поле зрения. Далее информация идет в престриальную кору (поля 18 и 19), здесь формируется объемное мобильное изображение, обладающее свойствами инвариантности, т.е. узнаваемое в любом размере и положении. В коре осуществляется слияние изображения от сетчатки обоих глаз в единое целое, что улучшает восприятие глубины пространства. Функциями зрительной коры являются обнаружение зрительного стимула, определение его формы, локализации в пространстве, контраста, размеров, цвета, направления движения и формирование зрительного образа. Восприятие других параметров трехмерного мира осуществляется при участии экстрастриальных областей (18 и 19), теменной (7), лобной (6 и 8) и других отделов коры больших полушарий. Совместная работа первичной зрительной и перечисленных областей коры, обеспечивает распознавание зрительных объектов, зрительное внимание, выполнение целенаправленных действий под зрительным контролем.
pikabu.ru
Пункты 2 и 3 самые заковыристые и точно локализовать процесс вряд ли получится. Именно эта часть работы — творческая. Думаю, что не обошлось без значимого подключения полей 9 и 10, большие поля префронтальной коры.
Фронтополярная кора играет важную роль в обеспечение высших когнитивных функций, как-то: планирование, принятие решений, осознание и установление логических связей между явлениями/теоретическими положениями, вызов воспоминаний из эпизодической памяти.
wikiwand.com
Скорее всего в творческом процессе участвую большое количество полей головного мозга и это одна из задач ученых, посвятивших себя исследованиям головного мозга.
Обобщая данные разных экспериментов, Н. П. Бехтерева называет несколько зон коры мозга, в большей степени вовлеченных в творческий процесс. Чтобы ориентироваться в топографии коры больших полушарий, употребляют нумерацию полей, выделенных немецким анатомом Корбинианом Бродманом (всего выделяют 53 поля Бродмана — ПБ). Данные ПЭТ иллюстрируют связь с творческим компонентом заданий средневисочной извилины (ПБ 39). Возможно, эта зона обеспечивает гибкость мышления и подключение фантазии и воображения. Также обнаружилась связь с творческим процессом левой надкраевой извилины (ПБ 40) и поясной извилины (ПБ 32). Полагают, что ПБ 40 в максимальной степени обеспечивает гибкость мышления, а ПБ 32 — селекцию информации.
elementy.ru
Сигнал о положении пальцев рук поступают в постцентральную извилину, поля Бродмана 1,2 и 3. Сюда приходят сигналы от всех частей тела, не только от рук, но в рамках наших изысканий сигналы от губ или пальцев ног конечно интересны — но меньше. В моем понимании, чем интенсивнее работают поля и больше затрачивают ресурсов, тем более точные, детальные данные приходят от пальцев рук.
Дальше данные передаются в поля 5 и 7.
В 5-м и 7-м полях происходит анализ и обработка поступившей в постцентральную извилину информации как о глубокой так и поверхностной чувствительности. Данные поля обеспечивают стереогноз — узнавание предметов наощупь.
wikiwand.com
Приняв решение о необходимых изменениях — его необходимо «описать» заданиями для движения пальцев, что происходит в шестом поле Бродмана.
6-е цитоархитектоническое поле Бродмана является вторичной двигательной (моторной) зоной в которой возникает и формируется план и последовательность движений[2]. Информация из 6-го поля передаётся в первичную моторную зону, представленную 4 полем Бродмана, из клеток которой начинается пирамидный путь идущий непосредственно к двигательным ядрам спинного и продолговатого мозга.
wikiwand.com
Из шестого поля сигналы попадают в 4 моторное поле, откуда импульсы передаются на задействованные в текущем задании мышцы. И дальше по кругу.
В результате занимаясь скульптурой малых форм мы интенсивно задействуем большую зону коры головного мозга, провоцируя развитие кровеносной системы. Похоже, что в процессе совсем не участвуют зоны, отвечающие за слух, речевые и обонятельные зоны, но некоторые их них находятся рядом с используемыми и омываются кровью по праву «соседства».
Надо еще понимать, что подготовительная к скульптуре работа также благотворно влияет на общую загруженность мозга. Перед лепкой фигуры мы должны её придумать, изучить исторический материал, составить конечный образ, составить общий план работы и так далее.
Покраска фигуры происходит примерно по тому же пути: все те же действия и плюс цвет. Думаю, что при формовке и литье также подключаются какие-нибудь специфические функции.
Заключение
Карта используемых полей (помечены сиреневым) впечатляет — смотрите на рисунке. Довольно плотно задействуются лобные, теменные и затылочные зоны мозга, немного затрагивая и височные, что способствует тому самому равномерному развитию кровеносной системы. Добавив в свой «рацион» работу со слухом и речью (например, изучение иностранного языка или музыку) и нагрузив обонятельные и вкусовые поля (кулинария), можно задействовать практически всю кору головного мозга.
На выходе получается такая зависимость:
- чем больше занимаемся миниатюрой, тем интенсивнее задействованные (и близлежащие) зоны омываются кровью;
- тем больше и разветвленнее кровеносная система;
- тем медленнее система будет деградировать в старости;
- тем дольше мозг остается светлым;
- это в свою очередь повышает качество жизни человека и окружающих.
Вывод: лепите, красьте, углубляйтесь в изучение вопроса — дольше (и лучше) проживете. Согласитесь, вдвойне приятно заниматься любимым делом, когда понимаешь, что оно еще и крайне полезно для здоровья.
Дополнение
В январе 2019 года профессор Савельев просмотрел статью и указал на ряд моментов, которые показались ему ошибочными. Моменты относились к изображениям и не затрагивали общей логики материала. Думаю, что если бы профессор заметил серьезные несоответствия, то обязательно указал бы на них.
Рекомендации профессора:
- Убрать первые две картинки полей Бродмана, так как они не удачные и не указывают границы полей . Всё-таки решил оставить, так как картинки наглядные и связаны с последней картинкой, где отмечены "рабочие поля миниатюриста".
- Последняя картинка с этими самыми "рабочими полями" была перерисована.
Оригинал статьи на сайте miniwar.ru