Найти в Дзене
MiniWar.ru

Инструмент - мозг. Как лепка миниатюр может улучшить качество жизни в старости.

Оглавление

«- Я до колик боюсь болезни Альцгеймера!
- Ты до неё сначала доживи...»

Огромная благодарность профессору Сергею Вячеславовичу Савельеву за то, что нашел время просмотреть статью и дать рекомендации. И сердечная благодарность соратнику профессора, который помог статью показать.

Думаю, что не сильно ошибусь, если предположу, все знают о благотворном влиянии мелкой моторики на развитие ребенка, или хотя бы слышали об этом. А уж если у вас на попечении маленький ребенок, то только ленивый из родительского сообщества не рассуждает о том, как занять ребенка чем-нибудь эдаким, чтобы маленькие пальчики были максимально задействованы. Тут тебе и конструктор, и бисер, и гречку можно перебирать, и, конечно, наша лепка, да и много чего ещё. Развитие речи ребенка плотно связывают с мелкой моторикой, что на первый взгляд кажется странноватым, но при детальном изучении вопроса связь становится вполне объяснима и даже очевидна. Ладно дети, а взрослые тут при чем?

Мне невероятно повезло, в 37 лет могу плотно общаться со своими дедами. И могу наблюдать над теми изменениями, которые происходят с ними в старости, с восприятием мира, с поступками, которые совершаются, в общем, — с работой головного мозга. Изменения, как это ни печально, не радуют, волей-неволей приходишь к концепции: со старым, немощным телом жить тяжело, но можно, а вот с не работающим мозгом — беда. Вопрос встал ребром: что можно сделать, чтобы улучшить качество жизни в старости (своей, если доживу). Инструментом достижения задуманного ДОЛЖНО стать занятие миниатюрой.

Поля Бродмана

Рис.1. Боковая поверхность мозга с пронумерованными полями Бродмана.

-2

Рис.2. Центральная часть мозга с пронумерованными полями Бродмана.

Изучая труды профессора Савельева Сергея Вячеславовича, морфолога мозга, получилось в общих чертах понять физиологические процессы работы головного мозга. Первым «неприятным моментом» стало понимание, что мозг «накачать» нельзя. До углубления в вопрос искренне считал, что развитие мозга сравни бицепсам, но оказалось несколько по-иному.

Наш мозг можно разделить на поля, что в начале прошлого века описал немецкий невролог Корбириан Бродман. Поля ответственны за конкретные участки работы нашего организма и есть «карта» полей с выявленными функциями. Все это добро называется локализацией функций полей головного мозга. Всего Бродман выделяет 52 поля. Так поле 11, например, получает и обрабатывает запахи, отвечает за обоняние. А поле 43 обрабатывает вкусовые ощущения. Основная проблема — далеко не все поля получилось соотнести с функциями, за которые они отвечают, то есть картина неполная.

Дальнейшее изучение полей привели к заключению, что чем лучше развито поле, тем качественнее оно выполняет вмененные обязанности. И на интуитивном уровне понятно, что чем усерднее заниматься игрой на балалайке, тем лучше будет получаться, то есть задействованные в процессе поля будут работать с большей отдачей. Но как это работает?

Кровеносная система головного мозга

-3

Рис.3. Кровеносная система головного мозга.

Головной мозг опутывает разветвленная сосудистая система, через которую поля питаются кровью. Все это добро состоит из нейронов, которые в результате сложных электро-химических взаимодействий обеспечивают всю работу. Когда их много и нейроны обеспечены всем необходимым — всем хорошо. Чем активнее вы пользуетесь конкретным полем, тем больше ему требуется ресурсов для работы и сосудистая система в этом месте вынуждена увеличиваться: сосуды расширяются, сетка капилляров разрастается, поступление «питания» увеличивается. Причем, обратите внимание, омывание идет не только того поля, которое вы используете, но и поля РЯДОМ. Именно в связи с этим развитие мелкой моторики у детей влияет на речь: речевые поля и поля управления пальцами рук находятся рядом.

И обратная ситуация, поле используется слабо, сосудистая система деградирует, нейроны не получают необходимого питания и они погибают. Старость же усугубляет деградацию, приводя к печальным последствиям в виде деменции, склероза и других «прелестей». И вот выходит простая математика: чем больше и дольше человек пользуется мозгом, тем более развитая у него будет кровеносная система головного мозга, и тем медленнее она будет деградировать с возрастом. И наша задача так загружать мозг, чтобы сосудистая система была развита и максимально, и, по возможности, равномерно. Предлагаю по-внимательнее взглянуть на наше хобби с точки зрения работы мозга.

Суть изысканий проста: определить поля, которые активизируются при работе с миниатюрой. Базовая информация - «Цитоархитектонические поля Бродмана».

Поля Бродмана и миниатюрист

-4

Рис.4. Поля Бродмана.

Для начала следует обратить внимание на некоторую путаницу с полушариями мозга, что одно полушарие ответственно за творчество, второе — за логику. Оказалось, что все не так. Полушария практически симметричны и зеркально повторяют друг друга. Для описания процессов, протекающих в нашей голове, можно взять такую аналогию. Фирма принимает на работу двух сотрудников офиса. В их обязанность входит копировать документы и принимать входящие звонки. И изначально ребята и документов копируют одинаковое количество, и телефонных звонков принимают поровну. Через некоторое время само-собой получаются смещения в зоне ответственности: один как-то больше на телефоне сидит, а второй от ксерокса не отходит. В результате объем выполненных работ остается таким же, но пропорции поменялись. Кстати, аналогию можно немного расширить: ребятам приходит приказ от начальства — теперь им еще и уборку помещения вменяют в обязанности. Обсудив сложившуюся ситуацию (надеюсь мирным путем), они перераспределят между собой обязанности так, чтобы работа была сделана.

Так и мозг человека лет до 12-13 нагрузку по функциям распределяет на оба полушария примерно одинаково, а потом нагрузка начинает перераспределяться, естественно в рамках «своих» полей. То есть если поле 11 отвечает на обоняние, то связанная с обонянием работа распределяется между полем 11 правого полушария и полем 11 левого полушария, а не перебирается в зрительные области. Думаю, можно допустить, что в конечном итоге как бы не были распределены функции, связанные с обонянием между одиннадцатыми полями, развиваются они более-менее равномерно. Но следует отметить выявленную закономерность, важную в нашем случае: распределение функций довольно часто происходит согласно стороне тела, то есть за правую руку «отвечает» правое полушарие, за левую — левое. В связи с этим у правшей более развиты связанные с руками поля правого полушария, так как основная нагрузка по тонким манипуляциям приходится именно на правую, у левшей — левого. В идеале хорошо бы одинаково полно владеть обеими руками или хотя бы целенаправленно стремиться к этому.

Итак, какие поля работают, когда мы занимаемся миниатюрой. Предлагаю начать с лепки или, если угодно, скульптуры малых форм.

Процесс лепки

-5

Если разбить процесс рисования картины на наиболее мелкие итерации, то «единицей» будет мазок кистью. Думаю, что такая единица подойдет и нам: движение руки, направленное на изменение детали формы... Как-то так. Пусть будет — штрих.

Из чего состоит этот самый штрих с точки зрения головного мозга:

  • Получить визуальную информацию о состоянии фигуры.
  • Принять решение, какое изменение следует внести на текущей итерации.
  • Запланировать необходимое движение руки, а скорее рук, так как в подавляющем большинстве случаев работаем обеими руками, даже если в одной руке просто держим фигуру. Если работаем инструментом, то в план входит разработка траектории движения инструмента с учетом сопротивления материала, а также иных характеристик, которыми нельзя пренебречь.
  • Получить информацию о текущем положении рук и пальцев.
  • Передать сигналы в те мышцы, которые задействованы согласно п.3.

За получение и обработку зрительной информации отвечают находящиеся в затылочной зоне поля 17, 18 и 19, ядерные зоны зрительного анализатора. В 17 поле сигнал приходит, сообщая о наличии информации для анализа и интенсивности сигнала. Поля 18 и 19 анализируют цвет, форму, размеры и качество предмета.

Попав в кору больших полушарий импульс проходит несколько полей. Первичная сенсорная (стриальная) кора локализуется в затылочной области (поле 17). Она играет главную роль в формировании зрительных образов. Нейроны этого уровня форматируют все зрительное поле на отдельные квадранты с последующей оценкой положения объекта в поле зрения. Далее информация идет в престриальную кору (поля 18 и 19), здесь формируется объемное мобильное изображение, обладающее свойствами инвариантности, т.е. узнаваемое в любом размере и положении. В коре осуществляется слияние изображения от сетчатки обоих глаз в единое целое, что улучшает восприятие глубины пространства. Функциями зрительной коры являются обнаружение зрительного стимула, определение его формы, локализации в пространстве, контраста, размеров, цвета, направления движения и формирование зрительного образа. Восприятие других параметров трехмерного мира осуществляется при участии экстрастриальных областей (18 и 19), теменной (7), лобной (6 и 8) и других отделов коры больших полушарий. Совместная работа первичной зрительной и перечисленных областей коры, обеспечивает распознавание зрительных объектов, зрительное внимание, выполнение целенаправленных действий под зрительным контролем.
pikabu.ru

Пункты 2 и 3 самые заковыристые и точно локализовать процесс вряд ли получится. Именно эта часть работы — творческая. Думаю, что не обошлось без значимого подключения полей 9 и 10, большие поля префронтальной коры.

Фронтополярная кора играет важную роль в обеспечение высших когнитивных функций, как-то: планирование, принятие решений, осознание и установление логических связей между явлениями/теоретическими положениями, вызов воспоминаний из эпизодической памяти.
wikiwand.com

Скорее всего в творческом процессе участвую большое количество полей головного мозга и это одна из задач ученых, посвятивших себя исследованиям головного мозга.

Обобщая данные разных экспериментов, Н. П. Бехтерева называет несколько зон коры мозга, в большей степени вовлеченных в творческий процесс. Чтобы ориентироваться в топографии коры больших полушарий, употребляют нумерацию полей, выделенных немецким анатомом Корбинианом Бродманом (всего выделяют 53 поля Бродмана — ПБ). Данные ПЭТ иллюстрируют связь с творческим компонентом заданий средневисочной извилины (ПБ 39). Возможно, эта зона обеспечивает гибкость мышления и подключение фантазии и воображения. Также обнаружилась связь с творческим процессом левой надкраевой извилины (ПБ 40) и поясной извилины (ПБ 32). Полагают, что ПБ 40 в максимальной степени обеспечивает гибкость мышления, а ПБ 32 — селекцию информации.
elementy.ru

Сигнал о положении пальцев рук поступают в постцентральную извилину, поля Бродмана 1,2 и 3. Сюда приходят сигналы от всех частей тела, не только от рук, но в рамках наших изысканий сигналы от губ или пальцев ног конечно интересны — но меньше. В моем понимании, чем интенсивнее работают поля и больше затрачивают ресурсов, тем более точные, детальные данные приходят от пальцев рук.

Дальше данные передаются в поля 5 и 7.

В 5-м и 7-м полях происходит анализ и обработка поступившей в постцентральную извилину информации как о глубокой так и поверхностной чувствительности. Данные поля обеспечивают стереогноз — узнавание предметов наощупь.
wikiwand.com

Приняв решение о необходимых изменениях — его необходимо «описать» заданиями для движения пальцев, что происходит в шестом поле Бродмана.

6-е цитоархитектоническое поле Бродмана является вторичной двигательной (моторной) зоной в которой возникает и формируется план и последовательность движений[2]. Информация из 6-го поля передаётся в первичную моторную зону, представленную 4 полем Бродмана, из клеток которой начинается пирамидный путь идущий непосредственно к двигательным ядрам спинного и продолговатого мозга.
wikiwand.com

Из шестого поля сигналы попадают в 4 моторное поле, откуда импульсы передаются на задействованные в текущем задании мышцы. И дальше по кругу.

В результате занимаясь скульптурой малых форм мы интенсивно задействуем большую зону коры головного мозга, провоцируя развитие кровеносной системы. Похоже, что в процессе совсем не участвуют зоны, отвечающие за слух, речевые и обонятельные зоны, но некоторые их них находятся рядом с используемыми и омываются кровью по праву «соседства».

Надо еще понимать, что подготовительная к скульптуре работа также благотворно влияет на общую загруженность мозга. Перед лепкой фигуры мы должны её придумать, изучить исторический материал, составить конечный образ, составить общий план работы и так далее.

Покраска фигуры происходит примерно по тому же пути: все те же действия и плюс цвет. Думаю, что при формовке и литье также подключаются какие-нибудь специфические функции.

Заключение

-6

Карта используемых полей (помечены сиреневым) впечатляет — смотрите на рисунке. Довольно плотно задействуются лобные, теменные и затылочные зоны мозга, немного затрагивая и височные, что способствует тому самому равномерному развитию кровеносной системы. Добавив в свой «рацион» работу со слухом и речью (например, изучение иностранного языка или музыку) и нагрузив обонятельные и вкусовые поля (кулинария), можно задействовать практически всю кору головного мозга.

На выходе получается такая зависимость:

  • чем больше занимаемся миниатюрой, тем интенсивнее задействованные (и близлежащие) зоны омываются кровью;
  • тем больше и разветвленнее кровеносная система;
  • тем медленнее система будет деградировать в старости;
  • тем дольше мозг остается светлым;
  • это в свою очередь повышает качество жизни человека и окружающих.

Вывод: лепите, красьте, углубляйтесь в изучение вопроса — дольше (и лучше) проживете. Согласитесь, вдвойне приятно заниматься любимым делом, когда понимаешь, что оно еще и крайне полезно для здоровья.

Дополнение

В январе 2019 года профессор Савельев просмотрел статью и указал на ряд моментов, которые показались ему ошибочными. Моменты относились к изображениям и не затрагивали общей логики материала. Думаю, что если бы профессор заметил серьезные несоответствия, то обязательно указал бы на них.

Рекомендации профессора:
- Убрать первые две картинки полей Бродмана, так как они не удачные и не указывают границы полей . Всё-таки решил оставить, так как картинки наглядные и связаны с последней картинкой, где отмечены "рабочие поля миниатюриста".
- Последняя картинка с этими самыми "рабочими полями" была перерисована.

Оригинал статьи на сайте miniwar.ru