Найти тему
По местам стоять!

"Атака века"

Оглавление

Александр Иванович Маринеско

"Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско"(Фото "По местам стоять!")
"Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско"(Фото "По местам стоять!")

30 января 1945 года командиром подводной лодки "С-13" Александром Ивановичем Маринеско, была проведена, пожалуй, самая успешная торпедная атака Второй мировой войны на Балтике. Потоплен нацистский лайнер "Вильгельм Густлофф".

Сегодня в "Музее истории подводных сил России им. А.И.Маринеско"(г.Санкт-Петербург) по традиции собираются ветераны-подводники, чтобы почтить память тех, кто до конца посвятил свою жизнь подводному флоту.

Аналог кителя командира С-13 Александра Ивановичча Маринеско.

"Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско"(Фото "По местам стоять!")
"Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско"(Фото "По местам стоять!")
(Боевые награды А.И.Маринеско (слева-направо)
Орден Ленина
Орден красного знамени
Медаль "За боевые заслуги"
Медаль "За оборону Ленинграда"
Слева - знак "Командир подводной лодки"
Подводная лодка С-13 возвращается из боевого похода.
Подводная лодка С-13 возвращается из боевого похода.

"C-13" средняя дизель-электрическая торпедная подводная лодка типа "С" серии IX-бис - заложена 19.10.1938 г. в Горьком на заводе 112 "Красное Сормово", вступила в строй 31.07.1941 г. и 14.08.1941 г. вошла в состав Балтийского флота.
Выполнила 4 боевых похода, произвела 12 атак, потопила 5 и повредило 1 судно.
11.09.1942 Финский транспорт "Нега"(1379 брт)
12.09.1942 Финский пароход "Lussi H." (2325 брт
18.10.1942 голландский пароход "Anna W" )290 брт)
09.10.1944 повредила немецкий транспорт "Siegfried" (563 брт)
30.01.1945 немецкий транспорт "Wilhelm Gustloff" (25484 брт)
10.02;1945 немецкий транспорт "General Steuben№ (14660 брт)
По суммарному тоннажу потопленных кораблей и судов (44138 брт) "С-13" принадлежит первое место в советском ВМФ.
20.04.1945 г. "С-13" была награждена орденом Красного Знамени
(Источник:"Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")

Из 13 подводных лодок этой серии, действовавших на Балтике, к 1945 году в строю осталась только "С-13", остальные были потеряны при различных обстоятельствах во время боевых действий.

Артиллеристы «С-13» (слева направо): П.Г. Зубков, Н.К. Гончаров, Г.Е. Быстров, Н.Д. Некрытый, А.Г. Пихур, В.Н. Сорокин и И.Р. Шевцов. Турку, апрель-май 1945 года ("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")
Артиллеристы «С-13» (слева направо): П.Г. Зубков, Н.К. Гончаров, Г.Е. Быстров, Н.Д. Некрытый, А.Г. Пихур, В.Н. Сорокин и И.Р. Шевцов. Турку, апрель-май 1945 года ("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")

Экипаж "С-13"("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")
Экипаж "С-13"("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")
На мостике "С-13" командир БЧ-2-3 капитан-лейтенант К.Е. Василенко. Турку, апрель 1945 года.("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")
На мостике "С-13" командир БЧ-2-3 капитан-лейтенант К.Е. Василенко. Турку, апрель 1945 года.("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")

Радиотелеграфист подводной лодки "С-13" М.И.Коробейник, 1945 год, последний участник легендарной "Атаки века".

К сожалению, 26 января 2019г. Михаил Иванович ушел из жизни, но не из нашей памяти.

Список личного состава подводной лодки "С-13" - участников "Атаки века", подтвержденный архивными документами.

Экипаж подлодки "С-13"("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")
Экипаж подлодки "С-13"("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")

В свой третий боевой поход С -13 отправилась 11 января 1945 года и находилась на позиции между маяком Риксхёфт и Кольбергом с вечера 13-го. Проявленная командиром настойчивость и напористость, в сложных погодных условиях и оперативно-тактической обстановке, должна была рано или поздно принести свои плоды.

Так и произошло. После нескольких неудачных попыток атаковать противника, сорванных кораблями охранения и сложной гидрометеообстановкой, 30 января была обнаружена крупная надводная цель. Ею оказался лайнер "Вильгельм Густлоф" (25 484 брт).

Лайнер "Вильгельм Густлов" (Ичсточник: "Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина" Авторы: Морозов М. Э., Кулагин K. Л.)
Лайнер "Вильгельм Густлов" (Ичсточник: "Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина" Авторы: Морозов М. Э., Кулагин K. Л.)

"Вильгельм Густлофф" - изначально немецкий пассажирский круизный лайнер.Назван в честь убитого нацистского партийного лидера - ландсгауляйтера Швейцарии Вильгельма Гуслоффа.
Спущен на воду 05.05.1937 г.(на церемонии присутствовал Адольф Гитлер).До начала второй мировой войны совершал круизы у побережья Европы.
В сентябре 1939 г. передан в военно-морские силы и переоборудован в госпиталь.С 1940 г. переоборудован в плавказарму.Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафен.
30.01.1945 г. затонул у берегов Польши после торпедной атаки ПЛ С-13 под командованием А.И.Маринеско.
("Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско")

В Германии, вопреки устоявшемуся мнению об атаке Маринеско, не афишировали потерю судна, которое нацистская пропаганда в свое время называла непотопляемым символом Германии, мир узнал о произошедшем из сообщения шведской газеты "Aftonbladet" от 02 февраля 1945 года.

Фоторепродукция шведской газеты "Aftonbladet" от 02 февраля 1945 года
Фоторепродукция шведской газеты "Aftonbladet" от 02 февраля 1945 года

Саму «атаку века» можно по времени разделить на четыре основные фазы:

  • первая (21.10 — 21.55), когда Маринеско упустил возможность атаковать судно с носовых курсовых углов.

(Атака прямоидущими торпедами с такого острого курсового угла при сближении контркурсами, когда пеленг на цель меняется очень быстро, почти гарантированно привела бы к промаху.Уже много позже, когда появятся торпеды, наводящиеся по кильватерному следу, атака из подобного положения перестанет представлять какую-то сложности.А пока Маринеско пришлось всплыть и догонять транспорт в надводном положении).

  • вторая (21.55 — 23.04), в хо­де которого С -13 догнала и обогнала «Густлофф» в надводном положении;
  • третья (23.04 — 23.10) — торпедная атака, после которой С-13 погрузилась, а получивший три торпеды лайнер начал тонуть
  • и четвертая (23.10 — 04.15), когда лодка покинула район атаки, двигаясь в север­ ном направлении.Преследования "С-13" фактически не велось — единственный корабль охранения, миноносец «Лёве»(во время преследования и атаки нахо­ дился далеко за кормой лайнера) сразу занялся спасением пассажиров, и лишь позже присоединившийся миноносец Т-36, сбросил 12 бомб на большом отдалении от "С -13", скорее стараясь помешать ей вторично выйти в ата­ ку.

Схема атаки подводной лодки "С-13" 30 января 1945 года.

Схема атаки "С-13" (Ичсточник: «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина Авторы: Морозов М. Э., Кулагин K. Л.)
Схема атаки "С-13" (Ичсточник: «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина Авторы: Морозов М. Э., Кулагин K. Л.)

С-13 продолжила поиск противника и 10 февраля в 45 милях к северу от маяка Ярославец Маринеско обнаружил крупный транспорт «General Shtoiben», следовавший в охранении миноносца и катера-торпедолова с погашенными ходовыми огнями.

Маринеско атаковал его с дистанции 12 кбт из кормовых торпедных аппаратов.

Германский транспорт (быв. лайнер) «Штойбен», потопленный С-13 10 февраля 1945 г.(Ичсточник: «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина Авторы: Морозов М. Э., Кулагин K. Л.)
Германский транспорт (быв. лайнер) «Штойбен», потопленный С-13 10 февраля 1945 г.(Ичсточник: «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина Авторы: Морозов М. Э., Кулагин K. Л.)

На обоих кораблях находилось, по разным данным, от 8 до 10 тысяч человек.

Экспозиция музея посвященная Александру Ивановичу Маринеско и экипажу подводной лодки С-13 и "Атаке века"

Как всегда мимо этого знаменательного события не смогли пройти и наши"вероятные друзья".Сегодня на сайте Smithsonian Magazine, была опубликована статья "The Deadliest Disaster at Sea Killed Thousands, Yet Its Story Is Little-Known"(Малоизвестная история самой страшной морской катастрофы, унесшей тысячи жизней)

Статья в основном написана по материалам собранным Эдвардом Петрушкевичем, создателем и куратороом онлайн-музея Вильгельма Густлоффа и на воспоминаниях Хайнса Шона, одного из выживших пассажиров "Густлоффа".

Материалы предоставленные "музеем истории подводного флота" и упомянутая статья, отражают два разных взгляда на одно и то же событие.Я бы даже сказал - два противоположных мировоззрения, потому что подобных публикаций, фильмов, "разоблачений" разного рода блогеров и "экспертов", расплодилось великое множество.И не только о Маринеско и его сослуживцах, а вообще об этой войне, где подвиги наших предков в лучшем случае замалчиваются, а сами они из героев-освободителей превращаются в преступников, за "грехи" которых мы непременно должны беспрестанно каяться, принося в жертву память о них, марая и переписывая свою историю.

Справедливости ради нужно отметить, что подобные нападки становятся возможными в том числе и из-за создания пропагандистских мифов, развенчание которых, наносит нашей исторической памяти не меньший вред.

Мне, как военному моряку в четвертом поколении, закончившему военно-морское училище и ставшему подводником еще во времена Советского Союза, героизм экипажа "С-13" очевиден и не требует никаких дополнительных доказательств.Историю флота я изучал не только по книгам и учебникам, сызмальства я сам был частью этой истории, наблюдая с балкона нашего старого дома, как на обширной акватории бухты с рассвета до заката кипит повседневная корабельная жизнь.Морской бриз трепал мою тогда еще густую шевелюру, заполняя пространство вокруг неповторимой смесью запахов и звуков морского простора.Еще толком не научившись пользоваться часами, я безошибочно узнавал время по перезвону склянок и сигналам корабельных горнов.А с заходом солнца, с интересом наблюдал за мерцанием маяков, перемигиванием сигнальных прожекторов и увлеченно складывал проступившие на небе звезды в уже знакомые мне созвездия.То, чего не удавалось рассмотреть с балкона, восполняли рассказы деда и отца, в том числе и о прадеде, служившем в свое время на крейсере "Очаков".А в дни особенного везения, меня брали с собой "на службу", окунуться с головой в повседневный быт военных моряков.

Так и получилось, что не я выбрал флот, а скорее он выбрал меня.

Другой мой дед - участник битвы за Сталинград, хотя и не был моряком, но как непосредственный участник той войны, смог передать мне настоящую память о ней и тех замечательных людях, которые заплатили дорогую цену за наше право родиться и жить.

И сейчас я абсолютно уверен в том, что тогда в 1945-м для экипажа "С-13" было совершенно не важно, кто именно находился на борту немецкого судна.Это были просто фашисты.Близкие, друзья и знакомые тех, кто с 1941 года методично и с особой жестокостью уничтожал их города, детей, жен, стариков, кто на оккупированных территориях после себя оставил разруху, смерть и отчаянное горе тех немногих, кто пережил этот ужас.
Для подводников это было справедливое возмездие за все то, что пришлось испытать нашему народу за четыре года нацистских преступлений.

И сейчас никто не смеет подвергать сомнению и порочить подвиг наших героев.

30 января 2018 года в Президентской библиотеке состоялось очередное заседание киноклуба, приуроченное к 105-летию со дня рождения и 55-летию со дня гибели командира легендарной подводной лодки с-13 Александра Ивановича Маринеско. Были представлены два фильма: фильм Александра Сорокина "Неповторимый А.Маринеско" и фильм о музее подводных сил России.

Примечание: 1 кабельтов (кбт) = одна десяьая морской мили или 185,2 метра