Найти в Дзене

Группа Нюанс, игравшая джем-сейшны с Заппой и Гилмором, вынуждена была бренчать для посетителей ресторана

Оглавление

Продолжаем наполнять рубрику нашего канала "Блестящие неудачники", в которой рассказывается про интересных отечественных исполнителей, которые не смогли себя реализовать, хотя у них был шанс. Сегодня у нас в гостях:

Группа "Нюанс"

Честно говоря, я долго сомневался, стоит ли писать о группе #Нюанс , потому что, с одной стороны, упоминаний в Сети о ней много, в том числе на Дзене, с другой - в основном это переписывание друг у друга. В конце концов, я подумал, что учитывая мое отношение к этой команде, пройти мимо будет неправильно. На мой взгляд -"Нюанс" был одной из самых интересных групп времён заката СССР, и если я и не напишу каких-то новых фактов о группе, то хотя бы порассуждаю о ее творчестве. Так что сразу предупреждаю - статья будет длинная. 

Группа "Нюанс"
Группа "Нюанс"

История Группы

Основными источниками копипасты про "Нюанс" является очень спорная статья в Википедии и ещё пара ресурсов, так что при поиске на тебя вываливается десяток-другой совершенно одинаковых текстов. Насколько я могу судить, главным первичным источником фактической информации о группе послужили записки основателя первой реинкарнации группы Владимира Бажина, которые в середине 2000-х он публиковал на одном из своих персональных сайтов. Все это сдобрено достаточно странным анонимным музыковедческим анализом, который судя по терминологии родом едва ли не из самих 80-х. Поэтому , когда не очень добросовестные блогИры тащат не глядя информацию из Вики о том, что .."музыка группы отличалась импровизациями на основе белого рэгги и фанка.."то остаётся только руками развести: господа , вы сами то их музыку слушали? А термин "белый регги" вообще не в ходу лет эдак 20, если не больше. 

Не будем уподобляться нерадивым авторам, а послушаем самого Владимира Бажина откуда есть пошла группа "Нюанс" 

ВБ...потом парень, который привел меня в группу ушел и оставил мне в наследство этих ребят, которые и стали группой НЮАНС. Состав был дополнен братом барабанщика Пашей Титовцом. Ему было тогда только 15 лет. Паша Титовец – очень талантливый человек. Он с каждым месяцем играл все лучше, много работал над техникой. Ходил на концерты и в бинокль разглядывал аппликатуру гитаристов на сцене, во время концертов, постоянно репетировал и в итоге рос не по дням а по часам. А я со своей стороны поставлял ему новые записи. YES, GENESIS, Питер Гэбриэл, Фил Коллинз, KING CRIMSON, VAN DER GRAAF GENERATOR…

 

Я решил, что будем играть только свои песни, мы продолжили упражняться в игре на инструментах и записали первый альбом “Комета Галлея”. И тогда же я придумал название. НЬЮАНС – вроде как - новый ансамбль, игра слов как The Beatles . Ну а когда они от меня ушли, то мягкий знак убрали.

 

Вопрос : Cколько лет вы проиграли с НЮАНСОМ?
 ВБ: Три года. С 83-го по 86-й.
 Вопрос: Не испытывали сожаления когда позднее увидели группу на одной сцене с западными монстрами на "Moscow Music Peace Festival"?
 ВБ: Нет. После того как мы расстались они год не могли понять чего хотят. К тому же все песни в НЮАНСЕ сочинял я – приносил по пять песен в неделю. Ну а после меня музыка стала совершенно другой. До этого мы играли сначала в поп-стилистике, а затем ушли в джаз, рэггей и наконец в авангард. Соответственно и песни и альбомы группы в те времена были абсолютно разными по стилистике. Я даже приносил Паше записи атональных композиторов и симфо-авангардистов– таких как Штокгаузен. И этим окончательно испортил ему голову (смеется). Когда в Рок-Лаборатории нас услышал Александр Яковлев из БИОКОНСТРУКТОРА он сказал: ты поешь как Нина Хаген, а музыка у вас как у Фрэнка Заппы. А я даже не знал кто это такие (смеется).
 Вопрос: Вы не боялись экспериментов? Не боялись потерять слушателей?
 ВБ: А нам было все равно. Мы ведь играли в свое удовольствие и деньги этим не зарабатывали. Так что не отказывали себе в удовольствии поэкспериментировать.
Владимир Бажин;  справа Бажин( шляпа) в "Нюансе"
Владимир Бажин; справа Бажин( шляпа) в "Нюансе"

В 1986 году Бажин решил выгнать за профнепригодность барабанщика Сергея Титовца, но поскольку Титовцов в коллективе было двое , братская солидарность взяла вверх, и коллектив по факту развалился. Бажин ушел делать хэви-металический "Тяжёлый День", а "Нюанс" вступил на тропу новых экспериментов с репертуаром и сценическим имиджем. Группа в выступлениях активно использовала театральный грим, явно подражая образам Питера Гэбриэла (Peter Gabriel) времён "Genesis" и его более поздних выступлений 1982-83 годов и Роберта Смита( Robert Smith) из "The Curе", а также другие элементы театрализации и оживления.

Два мира - два детства. Питер Гэбриел и Павел Титовец
Два мира - два детства. Питер Гэбриел и Павел Титовец

Некоторые коллеги отмечали, что в то время внимание, уделяемое молодыми группами перформансу, как правило, было обратно пропорционально качеству их игры, так что многие не понимали: зачем это все это нужно ребятам из "Нюанса", которые вроде бы и так неплохо играют.  

Нюанс - "Семен"

Но все эти "ужимки и прыжки" не пропали даром: группу заметили и с ней случилась самая удачная для карьеры вещь, которая могла произойти с молодыми рок-музыкантами в конце 80-х - они попали в конюшню SNC Records к Стасу Намину, который в тот момент поймал и оседлал волну интереса Запада к СССР..

Стас Намин - лучший друг рокеров всего мира
Стас Намин - лучший друг рокеров всего мира

"Нюанс" получили: постоянное и хорошо оборудованное место для репетиций в Парке Горького, участие во всех мероприятиях, которые проводил Центр Стаса Намина, а также возможность посмотреть и пощупать живых западных рок-звезд, которые в тот момент косяками шли в ласковые сети Анастаса Микояна-джуниора.

В рамках поддержки благотворительного альбома Greenpeace, весной 1989 года в Москву приезжает Питер Гэбриел, и Стас Намин устраивает "Нюансу" смотрины, которые вошли в анналы группы. Со слов музыкантов, Гэбриэл остался доволен услышанным, пообещал помощь в продюсировании и продвижении группы и даже подарил кассету с автографом. Считается, что с этого момента "Нюанс" стали готовиться к предстоящей раскрутке на Западе, учиться петь по английски и засели за студийную работу, что бы в нужный момент не ударить в грязь лицом. Надо сказать, что Гэбриэл обещаний не выполнил, но этот вопрос мы обсудим позже. 

Звездный час у группы случился на пресловутом Moscow Music Peace Festival летом 1989 года, который организовал Стас Намин и на который приехали Оззи Осборн (Ozzy Osbourne) ,"Бон Джови" (Bon Jovi), "Скорпионc" (Scorpions), "Мотли Крю"(Motley Cru), "Скид Роу" (Skid Row) ...У Намина в масть в конюшне был только "Парк Горького", так что его решение выпустить вместе с заезжим монстрами тяжёлого рока своих подопечных "Бригаду С" и "Нюанс" потом долго было предметом обсуждения, а то и осуждения. Надо признать, что выглядели они там несколько инородными телами, но возможно именно это и помогло им выделится на общем фоне. Я смотрел этот фестиваль по телевизору, и решительно не помню как пел "Парк Горького", а вот "Нюанс" своим необычным выступлением обратил на себя внимание. Павел Титовец показал тогда всем свои фирменные фишечки: гитарное соло лёжа и игру "лэп тэпингом"и выглядело это в те времена довольно эффектно. 

Нюанс- "Стулья"

Следующее заметное появление группы в телевизоре состоялось в Новогоднем "Голубом огоньке", и теперь о "Нюансе" узнали даже те, кто был далек от рока. Кстати, это похоже было единственным видео группы, где они пели под фонограмму. Казалось, все идёт как надо и даже лучше. 

Нюанс - "Теорема"

Золотой состав команды в это время выглядел следующим образом : 

  • #Павел ТИТОВЕЦ - гитара , вокал 
  • Сергей Титовец - барабаны
  • Сергей Горенко - бас-гитара 
  • Андрей Шмыгов - клавишные
П.Титовец-Н.Горенко-С.Титовец-А.Шмыгов
П.Титовец-Н.Горенко-С.Титовец-А.Шмыгов

В 1990 году был готов альбом "Бездомные" ( по поводу релиза не готов утверждать однозначно, разные источники называют 1990 год , другие 1991). Я его купил, как только он появился в продаже и был приятно удивлен. На альбоме группа звучала гораздо лучше, чем можно было представить смотря ее по телевизору, и это для меня было по сути вторым знакомством с "Нюансом".

-7

Нюанс - "Колыбельная"

В 1991 году в команде наступил разлад. Причины его остались неизвестны даже людям близким к группе, и из нее уходят Горенко и Шмыгов. Предполагаю, что к этому времени стало окончательно понятно, что планам по раскрутке на Западе не суждено сбыться, во всяком случае в обозримое время, и в группе наступил экзистенциальный кризис. 

Оставшиеся братья Титовцы решают сохранить группу и приглашают новых участников. Ими стали 

  • Павел Юдин - бас-гитара 
  • Иван Баграмов - клавишные

Как позже вспоминал Павел Юдин, на какое то время музыкантам стало казаться, что они нашли свою нишу. Группа активно концертировала в московских клубах, чуть реже выезжала на гастроли: так Павел упоминает фестиваль "Обратная сторона Земли" , в рамках которого андеграудные команды в течении двух лет ездили по стране. "Нюанс" дважды очень удачно появился на телевидении в передачах с живым звуком: Программа "А" и "Живьем с Максом". 

Группа делает демо нового альбома и договаривается со студией Союз о записи. Проект полного альбома по финансовым причинам не был реализован, и из всего материала в 1995 году был выпущен только сингл "Хей Ла-Ла", содержащий три песни.

-8

Нюанс- "Тело"

Этот диск тоже сразу же появился в моей коллекции. По выпущенным песням было видно, что "синдром первого альбома" группу миновал и она находилась в хорошей творческой форме. К сожалению, оказалось что это была агония. Концертный поток иссяк, несмотря на смену трёх директоров группы. "Нюанс" основательно сел на мель и развалился уже в третий раз. Братья Титовцы, затянув пояса, обратились за помощью к своему бывшему патрону Стасу Намину. Вспоминает Павел Юдин : 

"Стас недолго думая,пристроил наших героев не куда нибудь, а в один из принадлежащих ему кабаков-клуб "Ритм-н-блюз кафе".Доукомплектовав состав недостающими музыкантами-клавишником, басистом и двумя бэк-вокалистками, обозвав все это "Ритм-н-блюз Бэнд" (!),он обеспечил ребятам долгие два года музыкальной ресторанной работой....Группа не могла играть свой репертуар,а только "кавера"-известные вещи фирменных исполнителей.
Вот так по странному стечению судьбы музыканты,игравшие джем-сейшны с Заппой и Гилмором вынуждены были теперь бренчать для посетителей ресторана, бряцавших ложками и жевавших еду под аккомпанемент "экс-Нюанса". Благо, хотя бы не афишировалось название группы в этом бардаке...
Все это продолжалось к счастью не так долго-почти два года...Затем Стас занялся своим очередным проектом "Волосы", куда он планировал привлечь "нюансовцев"...Но видимо это и послужило окончательном разрыву деловых отношений между ними. Паша принял твердое решение и ушел, сам не зная куда....зная лишь то,что он по-прежнему предан своему делу и намерен заниматься им так, как уж сложится." 

В конце концов, после долгих мытарств , осколки "Нюанса" прибились к Александру Кутикову, где и прибывают по сию пору, играя старую и новую музыку этого знатного "машиниста". 

Ну что же, с историей группы мы разобрались, теперь поговорим о ее музыке. 

Размышлизмы

Хорошим маркером оригинальности, как правило, является разнобой во мнениях слушателей о стиле команды. 

Попытки классифицировать "Нюанс" обычно заводят всех в тупик, равно как и попытки подобрать им аналогии. В многочисленных комментариях на форумах чаще всего звучат имена "Кинг Кримзон"(King Crimson) и "Йес (Yes), но это просто от беспомощности, я считаю. Конечно, если разобрать все на атомы, то какие-то элементы музыки упомянутых коллективов можно разглядеть, но только микроскоп. Так что "Нюанс" - это редкий для наших краев пример по настоящему самобытной группы, при этом не связанной, допустим, со специфическими местными музыкальными традициями или фольклором, а находящейся в парадигме актуальной мировой музыки. При этом, несмотря на то, что "Нюанс" традиционно считался практически андеграундом, группа поступательно двигалась к балансу между сложностью и доступностью своей музыки: если убрать всякие виньетки и двухминутные запилы, то основные темы большинства композиций, по простому говоря, "можно напеть". А то, что имеет мелодию, по моему мнению, имеет и коммерческий потенциал.

-9

Почему же "Нюансу" ,при всех его несомненных достоинствах и солидной медийной поддержке, не удалось ни толком раскрутиться, ни закрепиться даже в статусе культовой группы, как это удалось, к примеру, "Кварталу" Артура Пилявина

Начнем с факторов внешних :

Есть мнение, что после выступления группы на"Moscow Music Peace Festival" , Стас Намин несколько охладел к "Нюансу", и в какой-то момент и вовсе оставил его без какой-либо поддержки. Действительно, если внимательно почитать то, что говорил Стас Намин о своей деятельности в конце 80-х, то можно заметить, что о "Нюансе" он упоминает крайне редко. Гораздо больше он говорит о "Парке Горького", "Моральном Кодексе", "Бригаде С", как о группах, имевших большой потенциал (и реализовавших его). Всё это группы, на тот момент, состоявшихся, опытных музыкантов, от которых можно было получить большую отдачу при меньших затратах. Что касается международной раскрутки, то по настоящему серьезно Намин вложил силы  и средства только в "Парк Горького", справедливо полагая, что с коммерческой точки зрения у них наиболее внятные перспективы. Надо отдать должное Стасу Намину, он и так сделал для команды очень много. А если на диске "Нюанса" он указан как продюсер не просто ради красного словца, то это ещё и большой творческий вклад, поскольку записан диск, для того времени, прекрасно. А после развала Союза возможностей у Намина поубавилось, и опять таки, при недостатке ресурсов, внимание в первую очередь уделяется более коммерчески выгодным проектам.

Надо сказать, что лихие 90-е сильно пошатнули энтузиазм Намина относительно перспектив рок-музыки в нашей стране. В одном из интервью он даже выразил мнение, что рок и Россия не созданы друг для друга, а то что было в конце 80-х - это случайная флуктуация, которая многим внушила ложные надежды.

Также, из внешних факторов я бы отметил, что "Нюанс" мог иметь хорошее продвижение в радиоформате, но к сожалению в это время FM только заходило в страну: первой настоящей музыкальной станцией была Европа + , и появилась она в 1990 году. 

Что касается причин внутренних:

Несмотря на то, что многие отмечают мастерство участников группы, к сожалению надо признать, что в записи они звучат гораздо более убедительно чем вживую. 

  • Во первых: в выступлениях группы, несмотря на всю виртуозность Павла Титовца, все таки присутствует элемент лёгкой расхлябанности. Вот не было у "Нюанса" такой идеальной сыгранности , как у тех же "Кинг Кримзон" или даже "Полис" ("The Police"), если говорить о малосоставных коллективах.  
  • Во вторых: не знаю, как играл Сергей Титовец, когда его собирался выгонять Бажин, но высококлассным барабанщиком он так и не стал, и иногда это заметно. 
  • В третьих - клавишные на живых выступлениях группы также звучат жидковато, и явно не в состоянии конкурировать с гитарой Титовца, причем эта беда у группы со всеми клавишниками. 
  • В четвёртых - мне нравится вокал Павла Титовца на записях, но в живых выступлениях певец он, мягко говоря, неровный. К сожалению, для не фанерного, а живого коллектива это - критично. А в случае с Павлом, даже в одной песне не всегда было понятно, сможет он ещё раз взять ту же ноту в следующем куплете, или нет. Не говоря уже о сбивании с ритма, глотании слов, потери дыхания и прочих вокальных косяках. Причем, с возрастом этот недостаток у него только прогрессировал: я как-то увидел запись выступлений очередной сборки "Нюанса" в клубе "Кристалл" года эдак 2004 - с вокалом там просто была беда, за такое можно и помидором в рожу отхватить. Между тем, вокалист может один вытянуть группу если что-то идёт не так ..Я помню как "Дюран Дюран" играли в "Олимпийском": полная каша, половину звуков не слышно - но Саймон Ле Бон пел как на диске, и зал ему подпевал.

Так что в свете перечисленного, становится понятно, почему куда-то пропал Питер Гэбриэл со своими обещаниями. Хотя, когда надо, он может быть очень быстрым - ту же Севару он моментально запустил в дело, как только увидел. 

И несмотря на такую нелицеприятную критику, я все же считаю, что "Нюанс" был одним из самых крупных алмазов русского рока. Да, ему нужна была огранка, грамотное продюсирование и менеджмент, другой подход к организации выступлений, поскольку группа, несмотря на попытки войти в мейнстрим, продолжала тащить за собой "андеграундный хвост", что, само собой, не очень нравилось новой аудитории. И на выходе мы могли бы получить группу мирового уровня.

Жаль, что история "Нюанса" закончилась Кутиковым. Есть какая-то насмешка судьбы в том, что люди, олицетворявшие попытку прорыва русского рока в Большой Мир, подыгрывают музыканту из самой забронзовевшей и самой банальной, с музыкальной точки зрения рок-группы Советского Союза. Впрочем, это в любом случае лучше чем Бузова Стас Михайлов

-10

Читайте предыдущие выпуски рубрики:

Блестящие неудачники отечественной музыки . Выпуск 1

Блестящие неудачники отечественной музыки: Как не состоялся русский "Alphaville"

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии. Также на моем канале вы можете прочитать :