Найти тему
Среда обучения

Как не сойти с ума, отпуская ребенка в детский сад или школу?

Родителю важно соблюдать баланс между опекой и делегированием ответственности: помогать ребенку, но разрешать ему делать собственные выборы
Родителю важно соблюдать баланс между опекой и делегированием ответственности: помогать ребенку, но разрешать ему делать собственные выборы

Делимся советами и рекомендациями практикующего психолога в сфере семейного и детского консультирования о том, как с легким сердцем отпустить ребенка в детский сад или школу.

Многие семьи часто сталкиваются с проблемами, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Плохое поведение, низкая успеваемость, страхи, неумение общаться с другими детьми… Вместе с психологом Юлией Соколовской мы разбираемся, в чем же заключается сложность этого периода для родителей. Может быть, им тоже нужна помощь?

— С точки зрения психологии, что происходит в семье, когда ребенок в первый раз идет в детский сад или в школу. Можно ли это назвать кризисным периодом и для родителей тоже?

Безусловно, да.

Начнем с того момента, когда ребенок начинает посещать детский сад. В этот период малыш переживает “кризис трех лет”, он начинает ощущать свои границы и желания, бунтовать против родителей, говорить “нет” и “я сам”.

Еще одна задача ребенка — это отделиться от матери (или другого самого близкого взрослого), чтобы начать строить свою жизнь, которая проходит вне семейного пространства (друзья и воспитатели в детском саду). Часто не дети, а именно взрослые не готовы отпустить ребенка и почувствовать его отдельным от себя человеком: “как же он(она) там без меня”, “она(он) не справится”. А отсюда, и более глубокое: “куда же мне тогда себя деть?”, “чем жить?”.

Взрослым свойственно уходить в две крайности: они или чрезмерно опекают малыша, не давая ему никаких обязанностей, не давая возможность расти, или, наоборот, перегружают требованиями, задачами.

Детские игры, моменты бунта, ошибки и протесты очень важны для развития малыша.

В дошкольном возрасте формируется самооценка ребенка, его отношения с собой и с миром. В этот период малыш учится навыкам самообслуживания, понимает, что он может уже многое делать сам. Ребенок чувствует, что взрослея, он становится “сильнее, увереннее и успешнее”. Его навыки и возможности растут, поэтому важно давать задачи по силам и соизмеримую свободу, “право голоса” в принятии решений.

Детские игры, моменты бунта, ошибки и протесты очень важны для развития малыша
Детские игры, моменты бунта, ошибки и протесты очень важны для развития малыша
— Что могут сделать родители для лучшей адаптации семьи к посещению ребенком детского сада или школы?
  • Учитывать возрастные задачи ребенка. В детском саду ребенок должен почувствовать, что он отдельный от родителей человек, который всегда может обратиться к ним за поддержкой. В семь лет ребенок начинает полноценный поиск себя в жизни и выстраивание своего собственного мира. Цель взрослых — не контролировать и управлять, а помогать, слышать и направлять. Быть рядом, но не мешать. Позволить себе и ребенку стать отдельными людьми.
  • Заняться своей жизнью. Стать интересным для себя человеком: получать удовольствие от работы и/или хобби, общаться с интересными людьми, учиться, развиваться... Вспомнить о том, что существует не только “территория семьи”, но и “территория родителей”, где вы остаетесь наедине со своим партнером. И, конечно, “личная территория”, где вы можете проводить время наедине с собой. Ребенок на вашем примере сможет сформировать здоровые личные границы. Он будет чувствовать, что возможно иметь свои собственные потребности, которые отличаются от интересов семьи.
  • Работать над контактом с самим собой. В этом вам могут помочь книги, практики или сеансы психолога. Навыки заботы о себе, выстраивание личных границ, понимание своих потребностей, умение разговаривать, объяснять и договариваться, делиться своими чувствами и переживаниями, реализовывать свои желания и нести за это ответственность, — все это позволяет родителю быть устойчивым и налаживать доверительный контакт с ребенком.
  • Четко разделять, где вы тревожитесь о себе, а где о ребенке. Учитесь осознавать и не проецировать свои ожидания, тревоги и несбывшиеся мечты на малыша. Взрослый, который не переносит свою неуверенность на ребенка, помогает малышу меньше сомневаться в себе: “в меня верят в меня, значит, я смогу”.
  • Позволять себе выбирать собственный путь. Только когда мы разрешаем себе жить свободно, становиться возможным искренне позволить ребенку идти своей дорогой.
  • Смещайте фокус своего внимания с хорошей учебы ребенка на его личное счастье. Отличные оценки, конечно, важны, но это не гарантирует счастье, безопасность и успешность в будущем — то, чего мы так искренне желаем своим детям!
Проблема родителей заключается в том, что они сильно включены в жизнь ребенка
Проблема родителей заключается в том, что они сильно включены в жизнь ребенка

Научитесь быть по-настоящему счастливыми — подайте хороший пример своим детям!

Мы беседовали с практикующим психологом и психотерапевтом в сфере семейного, детского и индивидуального консультирования, преподавателем Факультета психологии Среды обучения Юлией Соколовской.

Хотите узнать больше и научиться управлять собой? Изучайте психологию и читайте Базу знаний Среды обучения!