Найти тему
РИА Воронеж

«Мечта: все чисто, убрано». 90-летняя жительница Воронежа просит спасти Казанское кладбище

В нашу редакцию пришло письмо от 90-летней Александры Поликарповны Щетининой, жительницы Железнодорожного района Воронежа. В нем — отклик на одну из наших недавних публикаций. Приведем это письмо полностью.

Грязь и запустение

Я прочитала статью «Мертвая зона» о нашем кладбище при Казанской церкви. И меня поразили ее заключительные слова: «Стереть с лица земли это кладбище будет гуманнее, чем оставлять как есть».

У меня вопрос к уважаемым журналистам: а если Ваши родители там похоронены, Вы подгоните бульдозер, сровняете могилы с землей, выроете котлован и на их костях поставите жилой дом? А не лучше ли привести его в порядок? Да, это долго и хлопотно, но сделать можно. Почему мы, как Иваны, не помнящие родства, стараемся уничтожить нашу память?

Хозяина у этого кладбища и правда нет. А ведь испокон веков на Руси при церкви были погосты. Люди после службы шли на кладбище, помянуть родных и близких. Так было и у нас. Я помню, после войны, после службы тяжелая дверь на кладбище открывалась, и люди шли к родным могилкам. Сейчас земля, принадлежащая храму, отделена высоким бетонным забором. Там, за этим забором, чистота и порядок. А по ту сторону — грязь и запустенье.

Но неужели ничего нельзя сделать для кладбища? Не сразу, не за один месяц, а может, и не одно лето. Но важно просто начать. Любая длинная дорога начинается с первого шага.

В километре или чуть дальше от кладбища расположено военное училище. Там сотни молодых ребят, и им ничего не стоит провести субботник. Однажды я видела, как ловко это у них получается, — курсанты наводили порядок на набережной по улице 25 Января. Техника у них есть, инвентарь найдется. А какой это будет иметь воспитательный момент для молодежи! Да и батюшке после службы нетрудно будет обратиться к прихожанам с просьбой помочь навести порядок на погосте.

Я часто слышу по телевизору о работе волонтеров. Почему бы им не проявить себя в таком хорошем деле: навести порядок на кладбище? В самом центре Железнодорожного района, в нескольких сотнях метров от районной администрации, — такое захолустье!

Я помню, недалеко от наших могил, на каменном постаменте стояла большая цветная картина Христа. Потом она исчезла. А теперь, года 4–5 спустя после этого, там появился железный крест. Ведь кто-то же поставил его? Тот, кто неравнодушен к мерзости запустения.

-2

На этом кладбище похоронены мой дедушка, мои родители, много родственников. Мне 90 лет. И при одной только мысли, что эти могилы сровняют с землей, — мне страшно.

Сейчас я, мои сестры, наши дети, внуки, правнуки, праправнуки ходим на это кладбище. Дети несут туда цветы, кладут их на надгробья, помогают старшим убирать. Так осуществляется связь поколений. Никто и ничто не забыто.

Мечта: все чисто, убрано. На холмиках цветы, дорожки посыпаны белым песком, тишина, покой. Единственное кладбище при храме в черте города сохранено. Что может быть гуманнее?

С уважением, Александра Поликарповна ЩЕТИНИНА

«Не в нашей компетенции»

Предложение Александры Поликарповны мы озвучили в управе Железнодорожного района. И вот что нам ответили:

— Обслуживанием этого кладбища занимается МКУ «Администрация городских кладбищ». Там уже давно никого не хоронят. Управа района в силу своих возможностей помогает наводить там порядок — к примеру, организует завоз песка к Пасхе и периодически убирает мусор, который скапливается у ограждения кладбища. Кроме того, в 2017 году там было установлено ограждение вдоль южного участка Казанского кладбища. Работы предполагали демонтаж старых кирпичных стен, установку каркаса нового ограждения, стальных труб и облицовку стальным окрашенным профилированным листом. Протяженность ограждения составила 140 м. К сожалению, это максимум, что мы могли сделать. Находить волонтеров и направлять туда курсантов военного училища — не в нашей компетенции. Взять на себя инициативу по очистке этого кладбища всеми предложенными в письме способами должны все же родственники тех, кто там погребен.

-3

«Мы солидарны»

Предложение Александры Поликарповны мы донесли и до Воронежского епархиального управления. Вот их комментарий по этому поводу:

—Кладбище, расположенное вблизи Казанского храма в Воронеже, не является церковной территорией. Все кладбища нашего города находятся в ведении муниципалитета. По этой причине приход Казанского храма не имеет полномочий проводить там какие-либо работы. Это не подведомственная ему территория, и это будет противозаконно.

С обратившейся в редакцию Александрой Щетининой мы солидарны в том, что места захоронения должны находиться в порядке. Однако общеизвестно, что уход за могилами — в немалой степени дело совести родственников покойных, проявляющих тем самым свою любовь и уважение к почившим. В этой ситуации возможно — по инициативе муниципальной власти и общественности — обращение к волонтерским движениям. При этом молодежный отдел Казанского благочиния готов принять участие в общем благородном деле.

-4

Проявляйте ответственность

Подводя итог, можно сказать, что никто не против навести порядок на Казанском кладбище. Но инициатива все же должна исходить от тех, кто наиболее заинтересован в этом, — родственников погребенных там людей. Понятно, что Александра Поликарповна в силу своего почтенного возраста не способна взвалить на себя организацию этого хлопотного дела. Но ведь, как она сама заметила, у нее есть родственники — дети, внуки. Нужно, чтобы нашлись эти заинтересованные и неравнодушные люди, и тогда можно решить даже самую сложную задачу.