Гений Михаила Врубеля не строился только на знании эпосов и былин.
Да, мастер действительно писал неоднозначные картины и часто обращался к сказаниям, сказочным сюжетам. Он делал это только для того, чтобы глубже раскрыть многогранные образы своих героев. Например, на картине "Царевна-Лебедь" изображена супруга самого художника - Надежда Забела-Врубель. Их личные взаимоотношения осложнялись только болезнью сына Саввушки, но гениальный художник боготворил свою супругу, покупал ей невероятно дорогие украшения, а наряды заказывал исключительно в Париже.
Надежда Забела была оперной примой с голосом невероятной красоты и глубины. На этом портрете очень тонко передано не только внешнее сходство картинного персонажа со своей моделью, но написан портрет голоса певицы. Многие слушатели Надежды Врубель уверяли, что её пение было похоже на многоплановые переливы одного звука. Оно было очень сложным по технике исполнения, фактуре рисунка и тембру самого голоса. Оперу Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" ставили на сцене Большого Театра много раз.
Но образ, который создала Надежда Яковлевна Забела до сих пор критики и знатоки оперного искусства считают самым гармоничным: сказочная девушка-птица заставляет задуматься о вечной борьбе добра и зла, о тщетности всего земного и вечности красоты души человека.
Огромные печальные глаза синего цвета вначале смотрели на зрителя с открыток, выпущенных после спектакля. Но гений Врубеля сделал "Царевну-Лебедь" поистине бессмертным. Любовь художника к супруге, которая была много моложе его, осталась на каждом пёрышке роскошного костюма певицы.
После смерти единственного сына Саввы Врубеля, названного так в честь мецената Морозова, Врубель начал медленно угасать. С годами впал в состояние тяжелейшего безумия. Надежда Яковлевна не оставила своего великого и несчастного гения. Она часто читала ему вслух и пела, когда у Врубеля бывали минуты просветления. "Царевна-Лебедь" - портрет, которым художник признался в любви единственной обожаемой женщине и певице. Любовь эта была взаимной.