Однажды знаменитый польский киноактер Анджей Вайда вместе с малоизвестной польской актрисой приехали на гастроли в Советский Союз. Анджей был ошеломлен и оскорблен до глубины души - на творческих вечерах его никто не узнавал и вообще он потерялся в лучах славы и всенародной малоизвестной польской актрисы. Как все уже догадались, этой актрисой была Барбара Брыльска.
Дешевые и никому не нужные в Польше духи "Пани Валевска" до сих пор пробуждают воспоминания у тех, кто жил в Советском Союзе, а новое поколение покупает эти духи в свои коллекции потому что они заслуживают быть в коллекции и потому, что они были у всех мам этого поколения.
Год создания духов - то ли 1971, то ли 1972. Автор неизвестен. Фирма, выпустившая духи, по слухам, называлась "Пани Валевска". Сейчас маркой владеет концерн "Миракулюм", основанный в 1924 году. А как и когда "Пани Валевска" досталась "Миракулюму", тоже неизвестно.
Еще большая путаница с пирамидой. Пирамидой тех, первых духов "Пани Валевска" считалось классическое цветочное сочетание: жасмин, роза, ландыш.
По экспертным оценкам коллекционеров духи в синем флаконе - а во времена СССР "Пани Валевска" была только в синем флаконе - не претерпели никаких изменений.
Я помню аромат тех, советских духов "Пани Валевска". И поначалу мне казалось, что он был невыразимо прекраснее сегодняшних образцов. Однако аромат с крышки выстоявшегося несколько лет флакона совпадает с тем, что память сохранила как невыразимо прекрасный в 1990 году.
Пирамида аромата, которую сегодня предлагает "Миракулюм" столь же невыразимо прекрасна, как аромат духов в прошлом веке. И кто-то, с натренированным носом, способен, при совпадении температуры и влажности, узнать одну ноту из описания. Но в целом складывается впечатление, что описание фейковое.
"Почувствуйте очарование легендарной элегантности в классическом и женственном исполнении-в гармонии нежных лепестков жасмина и богатства гиацинта на основе чувственного мускуса и сандалового дерева. Зеленое сердце аромата усилилось гальбанумом."
Все, что слышат там знатоки, кроме термоядерного, Эсти Лодеровского альдегида - то ли ирисы, то ли фиалки и капелька розы, забитая альдегидами.
Еще один парадокс - очень многие не слышат вообще ничего, кроме мыла. А есть еще мыло этой же марки, так вот оно - великолепно и пахнет духами.
Нет ясности и с формой флакона. Из описания производителя следует, что флакон напоминает треуголку Наполеона. В других описаниях флакон должен напоминать женскую фигуру в кринолине. И, честно говоря, флакон не напоминает ни того, ни другого.
А, впрочем, аромат повторяет судьбу знаменитой польки, в честь которой он назван - юной Марии Валевской.
О ее отношениях с Наполеном, с фаворитками Наполеона, с супругой Наполеона сняты фильмы и написаны тома исторических книг.
Но в общем-то, речь идет о судьбе женщины, которая развелась с мужем, побыла 3 недели фавориткой Правителя, снова вышла замуж, успела родить четырех сыновей, один из которых был сыном Наполеона и умереть в 31 год от мочекаменной болезни. Судьба не очень счастливая и крайне неоднозначная со всех точек зрения.
Так что же аромат? Аромат адекватен этой короткой, яркой судьбе.
Он резкий, он очень печальный - недаром вспоминаются ирисы, которые в парфюмерии очень красивы, но депрессивны, если их ноты солируют.
Он сильный, колючий и темный. Он фиолетовый. Он очень спрессован, как вся жизнь - в три недели, максимум - в 31 год. И он практически не садится на кожу. На коже он душит и вызывает странное желание носить его в холод - как будто он будет гармоничен с серебристо-колючим морозом. Но альдегиды на холоде теряют всю красоту и он становится откровенно простым, односложным, дешевым.
Это аромат для вдохов из крышечки, аромат, как в старину, для платка.
И зачем столько слов о какой-то дремучести, которая давно потерялась каплей в океане современных прекрасных парфюмов?
Только затем, что этот аромат со своей не очень красивой историей остался в истории навсегда, как и та, что дала ему имя.