Найти тему
Морская коллекция

Зейц уходит от погони. Битва за Адриатику. "Гельголанд".

Австрийские легкие крейсера типа "Гельголанд" были одними из основных участников битвы за Атлантику. После вступления Италия в первую мировую войну в мае 1915 года тактика австрийского флота была простой,но эффективной- австрийские и немецкие подводные лодки на Адриатике и в Средиземном море уничтожали торговый тоннаж союзников,а легкие силы- из упомянутых крейсеров и эсминцев совершали периодические набеги на побережье противника ,дозорные корабли и небольшие отряды.Тактика была предельно простой-"бей и беги". Учитывая очень небольшие размеры Адриатического моря,где проходили все операции надводных кораблей ,при появлении легких сил союзников австрийцы вызывали "старшего брата"-броненосные крейсера "Санкт-Георг"или «Кайзер Карл VI» ,одно появление которых заставляло английские и итальянские крейсера отходить на базу.

-2

Настоящая война на Адриатике началась со вступлением Италии в войну на стороне Антанты. Австрийский флот встретил появление нового противника "Анконской побудкой",нанеся давно запланированный,ожидаемый ,но крайне неожиданный для итальянцев удар по побережью в районе Анконы.

-3

В итоге в небольшой Адриатике австрийскому флоту при поддержке германских подводных лодок пришлось воевать против объединенных флотов Италии,Франции и Средиземноморской британской эскадры. Крупные корабли у обоих сторон после успехов подводных лодок и мин в море выходили редко,основная боевая деятельность проводилась подлодками,легкими крейсерами и эсминцами.

русская пропагандистская открытка
русская пропагандистская открытка

У австрийцев было всего четыре современных легких крейсера-"Адмирал Шпаун" и три крейсера типа "Гельголанд"("Гельголанд","Сайда" и "Новара"),представлявших собой его усовершенствованный вариант.Соответствовали им по скорости и активно использовались 10 современных эсминцев типа "Татра" .13 устаревших эсминцев типа "Хуссар" и миноносцы привлекались к операциям по необходимости.

"Гельголанд"
"Гельголанд"

К концу 1915 года наметился перелом на сербском фронте . Австрийцы при помощи 1-й германской армии Макензена 6 октября начали наступление на сербов ,через 8 дней без объявления войны в Сербию вторглись болгарские войска. Сербская армия терпела страшные поражения от многократно превосходящих сил противника и отступала к побережью в район Дураццо–Сан-Джованни ди Медуа. Союзники обеспечивали снабжение припасами остатков сербской армии и ее эвакуацию. Транспорты следовали из Бриндизи в порты Дураццо и Сан-Джованни ди Медуа .

Австрийское командование решило нанести удар по Сан-Джованни ди Медуа и уничтожить находящиеся там суда. Адмирал Гауc выделило для набега самые скоростные свои корабли -скаут «Гельголанд» (27 узлов) и 5 эсминцев типа «Татра»: «Балатон», «Чепель», «Татра», «Лика», «Триглав»(30 узлов). Командир «Гельголанда» капитан 1 ранга Зейц считался одним из самых отважных офицеров австрийского флота . Генрих Зейц фон Треффен ,кстати, будущий командир дредноута SMS «Szent Istvan» .

Heinrich Seitz von Treffen (1870-1940)
Heinrich Seitz von Treffen (1870-1940)

Ночью 28 декабря, незадолго до полуночи, эскадра вышла в море из Каттаро. Один эсминец находился впереди «Гельголанда» и по два шли справа и слева от крейсера. В это время южнее Каттаро патрулировала французская подводная лодка «Монж». Однако лодки этого типа при надводном ходе использовали паровые машины с сопутствующими признаками -дымовая труба и клубы дыма над ней. Электромоторы использовались только для подводного хода.

Подводная лодка  Monge, Тулон, 1915 г.
Подводная лодка Monge, Тулон, 1915 г.

Лодку в надводном положении заметил эсминец «Балатон» и ,осветив прожектором,обстрелял семью выстрелами и таранил. Лодка получила пробоину в рубке и быстро затонула. Ее командир Роланд Морилло добровольно остался на тонущей лодке (После войны в его честь была названа переданная Франции по репарациям германская подводная лодка UB-26). «Балатон» сумел подобрать большую часть экипажа и передал пленных на крейсер. После этого австрийцы двинулись дальше на юг. Французские источники утверждают, что лодку в темноте таранил крейсер «Гельголанд», причем случайно.

-8

Австрийская же эскадра к рассвету подошла к Дураццо. Правда Зейц не знал о минных полях и береговых батареях,которые установили в Дураццо союзники.Когда эсминцы потопили стоявший в бухте пароход и несколько парусников -«трабакколо» ,проснулись береговые батареи(две полевые пушки по данным союзников),которые решил подавить "Гельголанд" . Во время маневров эсминцы налетели на минные заграждения. Первым на двух минах подорвался и затонул "Лика",за ним на мину напоролся "Триглав". Австрийцы сумели снять только часть экипажей,выживших через три часа спасли союзники.

Зейц остался с двумя поврежденными эсминцами("Триглав" и "Чепель",который намотал на винт буксировочный трос) . Командир эскадры решил отходить в Каттаро,взяв "Триглав" на буксир.

-9

В Бриндизи,на базе союзного флота, сообщение о появлении австрийцев перед Дураццо было получено рано утром 29 декабря. Вице-адмирал Кутинелли имел в своем распоряжении несколько итальянских и британских крейсеров, а также итальянские и французские эсминцы. Крейсера -британский «Дартмут» (25 узлов, восемь 152-мм орудий) и итальянский «Куарто» (29 узлов, шесть 120-мм орудий) стояли на внешнем рейде в получасовой готовности и в 7:45 снялись с якоря. 1-й дивизион французских эсминцев смог выйти в море только в 8:30.

 Кирхер. «Крейсер Император Карл VI» (1899)
Кирхер. «Крейсер Император Карл VI» (1899)

«Дартмут» решил отрезать австрийцев от Каттаро. Но в 12:30 на горизонте появились дымы,сигнальщики опознали австрийский броненосный крейсер «Кайзер Карл VI». Он уступал крейсерам союзников в скорости, но легко мог уничтожить их обоих огнем своих тяжелых орудий. Дело в том, что Зейц перехватил радиограмму, отправленную из Дураццо, и запросил помощь у своих. Австрийцы отправили из Каттаро броненосный крейсер и легкий крейсер «Новара». В 12:37 справа по курсу у «Дартмута» появились новые дымы. Это подошли французские эсминцы «Каск», «Коммандан Бори», «Коммандан Лука», «Ренодэн» и «Бизон». Эскадра союзников теперь шла со скоростью 26 узлов.В Бриндизи еще оставались британский легкий крейсер «Веймут» (капитан 1 ранга Крэмптон) и итальянский легкий крейсер «Нино Биксио», а также несколько итальянских эсминцев. В начале 10-го контр-адмирал Беллини поднял флаг на «Нино Биксио» и в сопровождении «Веймута», эсминцев «Абба», «Ниево», «Моего» и «Пило» вышел на Каттаро на скорости 24 узла.

гельголанд
гельголанд

«Дартмут» в это время повернул на SSO и справа заметил дымы отряда капитана 1 ранга Зейца. Австрийцы были еще слишком далеко от спасительной гавани Каттаро, так как еле ползли, буксируя «Триглав».В 13:30 дымы австрийцев разделились на 2 группы. «Татра», буксирующий поврежденный «Триглав», повернул влево. «Дартмут» полным ходом пошел прямо на «Гельголанд»,а французским эсминцам приказал атаковать «Татру» и «Триглав». В 13:40 Зейц приказал бросить «Триглав». «Татра» выполнил приказ, французские эсминцы нашли лишь покинутый экипажем тонущий корабль и добросовестно добили его. Вскоре «Триглав» скрылся под водой. «Татра» стал догонять «Гельголанд», а «Чепель», который не мог дать более 20 узлов, получил приказ спасаться самостоятельно и повернул на юг. Австрийцы из Каттаро отправили гидросамолет, который сбросил бомбы на итальянские эсминцы адмирала Беллини , но промахнулся.

"Триглав"
"Триглав"

Капитан 1 ранга Зейц уже потерял 2 эсминца, и теперь делал все возможное, чтобы спасти «Чепель».«Гельголанд» превосходил в скорости британские крейсера, однако значительно уступал им в огневой мощи. Ему предстояло продержаться 4 часа до захода солнца ( 16:23 ). Примерно в 17:30 наступит полная темнота, и тогда «Гельголанд» сможет идти прямо в Каттаро. Но отряд Зейца находился между двумя эскадрами союзников,а 152 мм британских крейсеров были дальнобойнее его 100 мм "шкод".Зейцу невольно поспособствовал нерешительный адмирала Беллини ,командующий второй эскадрой.Он не решился ни на торпедную атаку ни на вызов из Бриндизи подкрепления( там находились еще 2 британских крейсера — «Топаз» и «Ливерпуль», а также быстроходные итальянские броненосцы «Витторио Эммануэле», «Регина Елена» и «Рома» ).

В 13:43 «Гельголанд» повернул на юг, чтобы встретиться с «Татрой» и попал под огонь «Дартмута». Британский крейсер с дистанции 14.000 ярдов уже четвертым залпом накрыл австрийца, добившись 2 попаданий. Ответная стрельба с «Гельголанда» шла с недолетами. С 14:40 до 15:30 крейсера вели перестрелку на дистанциях от 13.800 до 15.000 ярдов. Попытки итальянских эсминцев и крейсера "Куарто" добить австрийский эсминец "Чепель",потерявший часть скорости,успехом не увенчались. Зейц совершал причудливые маневры,ставил дымовую завесу и увеличивал дистанцию от англичан.

До захода солнца оставалось всего 15 минут, поэтому «Дартмут» повернул на юг на тот случай, если австрийцы продолжат спускаться вдоль итальянского берега. «Веймут» держался севернее. Но Зейц снова обманул противника. Подобрав отставший эсминец, он поставил дымовую завесу и повернул вправо. Примерно в это же время «Чепель» сумел очистить винт и соединился с отрядом. Одновременно 2 других эсминца прошли за кормой «Гельголанда» контркурсом, ставя густую дымзавесу. Это полностью сбило с толку артиллеристов «Веймута» в самый критический момент.

Хотя крейсер в 16:45 с дистанции уже 7.500 ярдов возобновил огонь, темнота и плохая видимость сделали стрельбу совершенно бессмысленной. В 17:50 противники прекратили огонь, так и не добившись серьезных попаданий. Однако радовались этому только австрийцы.Крейсер «Веймут» в ходе боя сумел развить скорость 27,7 узла, намного превзойдя результат, показанный на испытаниях,причем крейсер держал эту скорость в течение 4 часов, а потом еще 4 часа давал штатную скорость. «Гельголанд» же превзошел сам себя, развив 29 узлов. Именно это его спасло . Пока за ним гнались союзники, он пересек всю Адриатику. В 16:50 с «Дартмута» был замечен итальянский берег. Эскадра капитана 1 ранга Зейца проскочила всего в 25 милях от Бриндизи. Если бы адмирал Кутинелли выслал из Бриндизи дополнительные корабли, судьба австрийцев была бы предрешена.

-13

Можно лишь догадываться, в каких выражениях британские офицеры и матросы отзывались о своих союзниках. Лишь слабое представление дает об этом запись в дневнике британского офицера: «Такой случай выпадает раз в жизни, и все погубила привычная непроходимая бездарность итальяшек». Около 18:00 союзники потеряли австрийские корабли в темноте и те спокойно направились в Каттаро.

Впрочем, «Кайзер Карл VI» и другие австрийские корабли, вышедшие из Каттаро, тоже в бою участия не приняли. Капитан 1 ранга Зейц полностью оправдал возложенные на него надежды. Союзники, которые имели тройное превосходство в силах, не добились ничего. Этот бой в очередной раз продемонстрировал значение высокой скорости, которая позволяет кораблю выбирать дистанцию боя и свободно маневрировать в ходе столкновения.

-14

Подробно- крейсера типа "Гельголанд" .
Так прекрасно показавший себя в этом бою капитан Зейц был однако обвинен адмиралом Гауссом в недостатке везения . Однако то была еще белая полоса. 10 декабря 1917 г. броненосец
"Вена" под командованием Зейца был потоплен итальянским торпедным катером,а 10 июня 1918 года,опять же,находившийся под его командованием ,дредноут "Сент-Иштван" также был потоплен итальянским торпедным катером!

С горя Зейц в 1927 вступил в НСДАП ,был замом гауляйтера и даже претендовал на золотой значок.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.