В преддверие 31-й годовщины вывода Советских войск из Афганистана хочется вспомнить людей, с чьими именами связаны многие события в отдельных подразделениях пограничных войск, участвовавших в боевых действиях. В частности - в десантно-штурмовой маневренной группе Термезского погранотряда. Речь пойдет о человеке, который проходил службу в этом подразделении с самого его формирования в 1986 году до расформирования в начале 1990-х годов. Его знают абсолютно все, кто когда-либо находился в составе Термезской ДШМГ. Знакомьтесь, Брюханов Вячеслав Викторович.
Уроженец Янаульского района Республики Башкортостан, был призван в пограничные войска Янаульским РВК в ноябре 1985 года. Службу начинал в поселке Кокуй Сретенского погранотряда, где проходил учебку в составе четвертой учебной заставы. После окончания учебки три месяца служил в одной из линейных застав Стетенского погранотряда (в/ч 9797). Весной 1986 года на базе Забайкальского пограничного округа была сформирована Термезская ДШМГ, в которую и был зачислен Вячеслав.
Сказать, что служба давалась ему легко, наверное, нельзя. Морально он ее переносил не хуже остальных, но тяжело было физически. Дело в том, что по конституции Слава был склонен к полноте. Я хорошо помню, что по призыву ему не влезали голенища кирзовых сапог. Их приходилось подрезать. За три месяца учебки Слава сильно похудел, так как гоняли как "сидоровых коз", а кормили как в диетологической больничке. Но Слава не жаловался, не привык он жаловаться. Он стойко переносил все тяготы и лишения воинской службы.
По прибытию в Среднюю Азию, физические нагрузки возросли в разы. Было тяжело всем, а Славе вдвойне. Марш-броски он преодолевал, буквально, на "автопилоте", то бишь до финиша добирался почти без сознания, на "буксире". Когда марш-броски бывали на время, в виде соревнований между заставами, то мы Славу оставляли дежурным "на тумбочке". Тумбочки, как таковой, конечно, не было. Все происходило, как правило, в полевых условиях и Слава оставался дежурным в армейской палатке. Но, опять-таки, он никогда не предавался унынию, к своим физическим особенностям относился с юмором и пониманием. Но, если было нужно, он готов был к любым испытаниям. Это и отличало ребят того времени. Слов "не хочу" и "не могу" не было. Было слово "надо". Именно это слово двигало всем и всеми. Никто никогда не ныл. Тогда меня это не удивляло. Как ни странно, это поражает меня сейчас. Ведь, иногда зубами молча скрипели, но не ныли и не жаловались. Да и бесполезно это было, все понимали.
Когда начались боевые операции, Слава, будучи пулеметчиком, принимал в них активное участие. В составе 3-й заставы Термезской ДШМГ участвовал во всех боевых операциях с октября 1986 по декабрь 1987 года. Солдатом срочной службы.
Физически, как бы абсурдно это не звучало, стало легче. Было, конечно, не легко, но легче, чем в учебном пункте Старого Термеза, где с нас сошло семь потов и тот жирок, который был "нагулян" в условиях забайкальских линейных застав, вновь был напрочь растоплен и сожжен.
Славу выбрали секретарем комсомольской организации ДШа, так как он был добросовестным, исполнительным и общительным малым. Его уважали все. Это он заслужил своим отношением к делу и добрым, даже внимательным отношением к сослуживцам. Он был человеком, готовым прийти на помощь в любую минуту.
По окончании срочной службы Вячеслав изъявил желание продолжить службу. Он закончил школу прапорщиков и дальше служил в ДШМГ до вывода войск, а затем и до расформирования. Потом, в том же звании прапорщика, он вернулся в Забайкалье, и прослужил там еще несколько лет.
После увольнения в запас, Слава вернулся в родной Янаул и стал работать преподавателем ОБЖ в одной из школ города. Занимался патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Опыт у него был колоссальный.
К сожалению, непростая и продолжительная служба в районах с некачественной водой, а зачастую и пищей, не прошли даром. Вячеслав довольно долго и тяжело болел.
Болезнь не отступила перед отважным бойцом, а он был боец во всех смыслах этого слова. В июне 2011 года нашего Славы не стало.
Но он жив, пока мы его помним. А помнить мы его будем до конца наших дней.