Найти в Дзене

Свидетельства о том, каким был земной образ Христа

О том, каким был земной облик Христа, разные свидетельства говорят по-разному. Прежде всего потому, что они и относились к Нему по-разному: одни — как к Учителю, и они видели Его любящими глазами, другие — как к обманщику и иноверцу. Но и благородные противники веры Христовой отдавали Иисусу должное. Вот несколько свидетельств, которые говорят о том, какой была внешность Спасителя.

Туринская плащаница. Лик Спасителя
Туринская плащаница. Лик Спасителя

В донесении проконсула Иудеи Публия Лентула римскому сенату сказано, что Иисус

«высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, недлинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие... Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных».

Правда, это текст апокрифический, не вполне достоверный.

Леонардо да Винчи. Голова Христа. Ок. 1495. Пинакотека Брера, Милан
Леонардо да Винчи. Голова Христа. Ок. 1495. Пинакотека Брера, Милан

Но и святой Иоанн Дамаскин, византийский богослов, описывает Иисуса как высокого, стройного, красивого человека с прекрасными глазами, прямым носом, вьющимися волосами и чёрной бородой. Иоанн Дамаскин жил на рубеже VII-VIII веков после Рождества Христова, но ведь он мог пользоваться теми источниками информации, которые до нас не дошли.

Логично предположить, что Христос имел совершенный облик: непорочный Сын Божий, Второй Адам, кого Бог прислал на землю, чтобы напомнить людям, какими они могли и какими должны стать, не мог не быть прекрасным внешне. Таким Его изображает на иконах и большинство живописцев. Однако есть предположения и иного порядка, согласно которым Господь, желая явиться миру в виде умалённом и уничижённом, не обладал привлекательной внешностью и ничем не выделялся из толпы.

В.Д. Поленов. Голова Христа. 1887. Музей-заповедник В.Д. Поленова (слева). И.Н. Крамской. Голова Христа. 1872. Национальный художественный музей Латвии, Рига.
В.Д. Поленов. Голова Христа. 1887. Музей-заповедник В.Д. Поленова (слева). И.Н. Крамской. Голова Христа. 1872. Национальный художественный музей Латвии, Рига.

Не только на иконах, но и на картинах Спасителя всё-таки чаще всего представляют прекрасным. Но вот Николай Николаевич Ге изобразил его совсем некрасивым и горячо отстаивал свою точку зрения. А у Поленова, Репина, Крамского, в мировом искусстве — у Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Дюрера — Христос прекрасен.

Н.Н. Ге. «Что есть истина?» Христос и Пилат (фрагмент). 1890. ГТГ. Москва
Н.Н. Ге. «Что есть истина?» Христос и Пилат (фрагмент). 1890. ГТГ. Москва

На мой взгляд, одно из лучших изображений Христа, выполненное из мрамора великим Микеланджело, находится в небольшой готической церковке в Риме. Это само воплощение Божественного благородства... Ни одна фотография не может передать силу впечатления, которое производит эта фигура — одно из лучших творений Микеланджело.

Микеланджело Буонаротти. Христос, несущий крест. Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим
Микеланджело Буонаротти. Христос, несущий крест. Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим

А вот едва ли не самое подробное описание облика Спасителя содержится в Сказании монаха Епифания (IX в.): Спаситель

«был весьма прекрасен видом (...), ростом же шести полных футов, русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья, брови же чёрные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие... с долгим носом, с русою бородою, имея длинные волосы, ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человечья, кроме Матери Его в детском Его возрасте, с лёгким склонением выи настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост. Пшеничного цвета тело, лицо не круглое, но, как у Матери Его, слегка суживающееся книзу, слегка покрывающееся румянцем настолько, чтобы высказать благочестивый нрав и кроткий обычай и во всём безгневную благость».