.
Про драму Теннеси Уильямса, Орфей сходит в ад, написанную в 1957 году, и про ее одноименную экранизацию в СССР, (в 1986 году), можно сказать, то что, в отличие от более его известной пьесы "Трамвай Желание", и в Америке, и в СССР, пьеса про Орфея, не получила такого широкого признания у публики, не смотря на то, и пьеса, конечно же, сильная и советская театральная постановка - яркая, хотя и яркая по советски, в том смысле, в каком пьесы по американским авторам – в СССР ставились как правило в сильном, разоблачительном тоне. И все таки, в постановке, даже этими разоблачениями, не затмевается, а выделяется главное. Центральная мысль в пьесе, это конечно же мысль, о крохотной голубой птице – не имеющей лапок, проводящей всю свою жизнь в полете, не будучи в состоянии нигде приземлиться, (что бы не испачкаться этим миром, как выражается героиня этой пьесы Лейди, олицетворяющая Эвридику) , касающейся земли только в смерти. Эту мысль (платоническую мысль о душе) высказывает Вэл , олицетворяющий Орфея - хозяйке магазина , поначалу, даже не подозревающей, о том, что замужем она за убийцей - собственного отца.
ПРО БОГАТЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД В ПЬЕСЕ
.
Помимо ассоциаций с древнегреческим Орфеем, Аидом, (в образе мужа героини) и Эвридикой , (в образе главной героини) в пьесе много других , мистических, и мифических образов, (включая и образы чисто христианские) или аллюзий. Например, образ змеиной кожи, из которой сшита куртка Орфея... Не исключено, что многих персонажей, автор пьесы списал с членов своей семьи, которая была для Уильямса тяжелой, (если не ненавистной) а в образе Вэла описал себя в юности, до периода признания . В частности, подобно своему герою, автор пьесы - так же постоянно искал себе работу , в целях самого обычного заработка. Не смотря на то, что пьеса тяжелая, и кончается все в пьесе по шекспировски трагично, такие постановки все равно смотришь , получая самые праздничные ощущения. Невольно, подумал о том, что даже самое лучшее кино, все таки, не создает ощущение праздника. Помимо кино нужно смотреть и театральные постановки.
В КАЧЕСТВЕ НЕБОЛЬШОГО ПОСЛЕСЛОВИЯ
.
Театр праздничен потому, что театр олицетворяет явление, театр - это явление какой то истины - и в ее монологе и в ее образе. Это не отнесешь к жанру кино, где важнее не праздничность, не "явленность" истины миру, и даже не яркие монологи героев картины, которые в кино играют, важную, но далеко не самую первую роль. Кино больше работает на образности (иносказательности, или метафорике) сна, чем на метафорике праздника, представления, или явления, на действии, чем на монологе. Поэтому, когда входишь в театр, испытываешь праздничные ощущения, не сравнимые , даже с лучшим кинозалом. Хотя, даже когда смотришь на хорошую театральную постановку пьесы какого либо классика - на экране, испытываешь - близкие праздничные ощущения, как если бы ты пришел в театр. Особенно, хороши старые и советские постановки . Советская постановка пьесы "Орфей сходит в ад", (по произведению Уильямса) несомненно, одна из таких. Не смотря на две серии, телеспектакль смотрится - довольно легко, и увлекательно.