В прошлом году я дважды столкнулась со странной ситуацией. Поступает заказ: "Мальчик 11 лет. Русский язык". Прихожу. Меня приглашают в комнату. Там стоит стол, на нём тетради - всё в порядке. Одиннадцатилетний мальчик сидит за столом и ждёт меня. А на диване сидит ещё один мальчик помладше, приблизительно лет девяти.
- Не обращайте на него внимания, - говорит мама. - Он просто будет присутствовать на уроке. Занимайтесь только со старшим. А младший послушает, может, тоже что-то запомнит!
Хорошенькое дело! Она мне платит за одного. А второй будет "просто присутствовать". Я не согласилась. Мать не могла понять, чем мне мешает второй мальчик, который просто сидит на диване. Я всё-таки попросила её забрать младшего сына. Мы так не договаривались! Она обиделась. На следующий день она написала мне смс, что занятий больше не будет, а ещё написала на фирму жалобу, что я не выполняю желания клиентов, спорю с ними. Так мы и расстались.
Когда поступает заказ, про второго ребёнка надо сообщать заранее. Эту ситуацию можно обсудить, но нельзя ставить репетитора перед фактом, когда он уже пришёл. Я считаю, что подсаживание второго ребёнка на занятия - это жульничество, даже если он просто присутствует. Людям не хочется платить репетитору за двух детей, поэтому они придумывают такую странную комбинацию. Вроде бы, какое дело репетитору, если кто-то ещё тихо сидит в комнате. А денежки можно сэкономить!
Второй случай. Аналогичный. Правда, заказчица, к моему счастью, сообщила мне о подобной ситуации по телефону. В заявке было написано: "Девочка 6 лет. Подготовка к школе". Я позвонила. Мама уже сообщила свой адрес, пригласила, и вдруг говорит:
- Занимайтесь больше с Софьей, а Артёму можно уделять меньше внимания.
- ???? У Вас в заявке написано, что занятия будут с одним ребёнком!
- Да, в основном, с одним, - ответила мама. - Это Софья, она в следующем году идёт в школу. А Артём пусть просто сидит рядом. Может, чему-нибудь научится.
Я пыталась объяснить маме, что программы обучения шестилетнего и трёхлетнего ребёнка сильно отличаются. Малыш ничего не сможет понять, ему будет скучно, он начнёт нас отвлекать, требовать внимания. В результате, и Софья не сможет полноценно заниматься.
Это то, что я сказала. А вот мои мысли: "Трёхлетний ребёнок будет час сидеть? Не смешите меня! Скорее всего, он будет носиться по комнате, доставать игрушки, шуметь. Я ещё должна буду отвечать за его безопасность!"
Такую парочку, даже если мать доплатит, я бы не взяла ни за что. Я вежливо отказала маме, сказав, что занимаюсь только индивидуально, а групповые занятия не веду. Объяснять ей, что в дошкольном возрасте три года разницы - это непреодолимое расстояние, я не стала. Не поверит! Будет утверждать, что её сын гениальный, тихий, скромный, усидчивый... Я поблагодарила её за заявку и выразила сожаление, что мы не смогли договориться. Пожелала ей успехов в дальнейшем поиске репетитора. Ещё я подумала о том, как бы ей не нарваться на шарлатана. Возможно, кто-то в погоне за деньгами возьмёт эту заявку, будет играть с детьми, развлекать их, потому что это единственное, что можно сделать с такой парой малышей. Но тогда это будут уже услуги няни, воспитательницы, аниматора, но не репетитора. И девочка не получит знаний соответственно своему возрасту.
Вот такие странные клиенты у нас бывают.
Я хотела бы узнать, в какие истории попадают другие репетиторы, а также клиенты. Пишите, всем буду рада!
Другие статьи из этой рубрики:
Казусы из жизни репетитора. Экстремальная ситуация.
Казусы из жизни репетитора. Моё первое занятие.
Казусы из жизни репетитора. Репетитор на выданье.