Археологическая коллекция ГМИР из Узбекистана – это находки с городища Старый Термез и буддийского монастыря Каратепа (Сурхандарьинская область), а также городищ Афрасиаб и Тали-Барзу (Самаркандская область). Коллекция из Старого Термеза состоит из двух частей. Первая поступила в ЦАМ в 1938 г.
Вторая ее часть поступала в Музей с 1977 г. по 1995 г. от научного сотрудника В. Н. Мазуриной, работавшей в составе экспедиции под руководством Б. Я. Ставиского.
Старый Термез Первая разведка территории огромного городища, расположенного в 5 км к северо-западу от современного Термеза, на правом берегу Амударьи была проведена еще в 1920-е гг. Подъемный материал с поверхности из Старого Термеза и находки из Каратепа были собраны сотрудником Государственного Эрмитажа, археологом Е. Г. Пчелиной весной 1937 г. В ГМИР они поступили в 1947 г. из ЦАМ. Собрание Е. Г. Пчелиной насчитывает 86 единиц хранения. Несмотря на крайнюю фрагментарность, ее содержание как по форме, так и по видам материалов представляется крайне разнообразным и интересным. Это фрагменты сосудов, крышек, части антропоморфных и зооморфных фигурок, фрагмент флакона для благовоний, каменные обломки от зернотерки, светильники-плошки, ножки бокалов «домусульманского» типа, обломки аканта из мергелистого известняка, терракотовые обломки торса коня, бусина из темно-красного камня с двумя ушками, ножка от ритуального треножника, костяные кольца, обломок капители, пакетик с кусочком материи черного цвета из обвала пещеры.
Достойное место в собрании Е. Г. Пчелиной занимает фрагмент статуэтки Будды. Фигура изображена в позе лотоса, которая считается канонической. Голова отбита. Как и многочисленные терракотовые статуэтки, имеющие отношение к местным культам, буддийская пластика малых форм была частью бытовой обрядности, наиболее доступной для широких масс населения. Еще один образ – свистулька в виде коня. У фигурки имеются три круглых отверстия на спине и щель-свисток – на шее. Функция свистульки подтверждает, что фигурка использовалась как оберег.
Каратепа
Часть термезских находок связана с Каратепа, который считается самым ранним (I – V вв.) в Средней Азии буддийским центром. В период активного функционирования он был известен как Кхадевакавихара (Царский монастырь), но много позже получил у местного населения наименование «Каратепа» – т.е. черный, «темный», связанный с «чужими» богами холм. Исследование уникального памятника Каратепа позволяет пролить свет на историю буддизма в Средней Азии, религии, сыгравшей важную роль в развитии идеологии региона. Первые поступления экспонатов с Каратепа в Музей (шесть светильников, хум, керамическая плитка-«умывальник» и труба кубур) были зарегистрированы в 1977 г. в акте о приобретении предметов буддийского культового комплекса Каратепа II – IV вв.
Самые яркие находки на Каратепа – фрагменты монументальной живописи, представляющие большую историко-художественную ценность. Так, один из фрагментов, 3,30 × 1,20 м, был обнаружен в 1980 г. при раскопках в комплексе Г на западной стене восточного пещерного обходного коридора. В Музей передан в 1987 г. (Бкт-8484-VII). Живопись выполнена железоокисной краской на стене единовременно, без предварительного эскиза. В композиции присутствует глубина, что позволяет условно разделить ее на ближний и дальний планы.
Среди настенных росписей сохранился уникальный рисунок-граффити с изображением ступы. С буддийским комплексом связаны и обнаруженные там сосуды: ойнохоя, однотипные красноангобированные чаши, ритуальные сосуды с вертикальным носиком кундика.
Наиболее многочисленные находки – светильники-плошки. Они использовались для освещения коридоров и статуй и устанавливались в стенных нишах. Кроме того, вероятно, запасные плошки-светильники стояли стопками, для каждого входящего в храм. Особую группу находок на Каратепа составляют памятники эпиграфики. Это надписи на сосудах, нанесенные черной краской, и надписи-граффити, процарапанные на стенах пещер.
Афрасиаб и Тали-Барзу
Археологическая коллекция ГМИР представлена также находками с городищ Афрасиаб и Тали-Барзу. Они поступили из ЦАМ в Музей в 1947 г. в качестве дара от частного лица (известна только фамилия владельца – Гордон). «Собрание Гордона» насчитывает 81 единицу хранения и датируется периодом IV – XVII вв.
В составе коллекции имеются также материалы экспедиций этнографа Г. П. Снесарева в Самарканд, собранные в 1938 – 39 гг. Из ЦАМ в Музей они поступили в 1947 г.
В коллекции имеются фрагменты культовых статуэток лошадей с отверстием для подвешивания и со следами налепленного всадника . Вероятно, они использовались в качестве подвесных амулетов. Еще более интересны фрагменты женских фигурок, возможно, связанных с местными обрядами и празднествами. Одна из них с рельефным орнаментом, четкими складками одежды и выраженными украшениями .
Основная часть собрания Г. П. Снесарева состоит из черепков гончарных изделий с надписями, выполненными арабской вязью. Такие надписи преследовали две цели: «благословение» будущего владельца и «нравоучение». В целом керамику отличала тонкая и изящная работа. О проживании зороастрийской общины под Самаркандом свидетельствуют обнаруженные Г. П. Снесаревым разнообразные фрагменты алтаря для хранения священного огня с выпуклым геометрическим и растительным орнаментом. На некоторых сохранившихся очажках из музейной коллекции барельефно изображены животные: два павлина – символы священного огня в зороастризме.
Следует отметить, что огонь и вода играли в зороастрийских обрядах важнейшую роль. Эти две стихии наделялись божественной силой. Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений.
Археологические материалы из Афрасиаба, Каратепа и Старого Термеза – замечательные образцы культурного наследия предков современных жителей Узбекистана. Все они являются свидетельствами высокой культуры и располагают значительным экспозиционным потенциалом.