В толковом словаре Владимира Даля можно встретить такую поговорку,которая относится к возникновению самого социально этноса Однодворцев:
"Нес черт грибы в коробе , да рассыпал по бору: и выросли однодворцы "
То есть как видим , социальное положение однодворцев было весьма непонятным.Являясь нечто средним между дворянами и крестьянами, они по прежнему имели горделивую осанку и стать.Если крепостной крестьянин при виде помещика низко кланялся ему, то однодворец запросто здоровался с помещиком за руку.Само слово однодворец впервые появляется в ревизской сказки 1719 года. За муж старались брать исключительно из таких же однодворцев,хотя иногда многие однодворцы наплевав на этот запрет брали в жены крепостных девушек.
Из-за подобных можно сказать даже эгоистичных взглядов, крестьяне давали однодворцам различных клички и прозвания:
«галманы»- то есть бранные, бестолковые — однодворцы Воронежской, Тульской и Тамбовской губерний;
• «ионки» — часть однодворцев Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии - более образованные, чем другие, утратившие архаизмы в говоре, носившие городской костюм;
• «коннозаводские крестьяне», -в состав которых были причислены для работы на конных заводах однодворцы Скопинского и других уездов Рязанской губернии.
• «щекуны» грубого нрава, говорившие «що» вместо «что»-жившие в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии.
• «новосильские казаки» — жили в южной, юго-восточной и восточной частях Новосильского уезда Тульской губернии.
• «талагаи» (бездельники, невежи) — населяли ряд сёл Нижнедевицкого и Коротоякского уездов Воронежской губернии.
• «панки» — однодворцы переселенные в начале XIX века по Указу Николая I из Рязанской губернии в Бузулукский уезд
В отличии от крепостных крестьян, стол однодворцев был весьма разнообразным. По словам Владимира Даля только в однодворческих семьях есть такие забытые кушанья, которые можно пробовать только в однодворческих семьях. Например, "Саломать". Это что-то вроде сладковатого теста, то есть кашица из проращенного и перемолотого зерна, пожиже раз-мазни.
"Ливенцы саломатой мост обломитли",
Т.е. ехали встречать воеводу и везли в подарок по горшку саломаты с каждого двора.
Очень самобытно выглядело праздничное угощение у ливенских однодворцев. Садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хо-зяйка тут же выносила блюдо с нарезанным тёплым хлебом-ситником, политым коровьим маслом. Память о "поклонении хлебу". А хозяин - обносил гостей. Пили из одной чарки. Следующая перемена - холодец, залитый домашним квасом, на манер окрошки. А уж потом ставили другие закуски, смотря по зажиточности. Но обязательными были жирная лапша и молочная каша на десерт. Индейки и гуси разводились главным образом однодворцами, а уж потом распространились в другие деревни.
К родителям всегда обращались на "Вы" и с большим почтением. водили очень много птицы и другой живности.