... Ввели какого-то человека. "Рудзянко?!"
— Вы являетесь командиром Красной Армии? — спрашивает его гестаповец.
— Да, — отвечает заключённый.
Володя вздрогнул. Он слышит, как лейтенант называет имена тех, кто недавно его лечил, пытался вывести к фронту.
Но это уже какой-то другой человек, незнакомый, неизвестный...
Если бы можно было вот сейчас же наброситься на него! Но надо сдерживать себя. Пусть предатель утверждает, что в кабинете следователя находятся сейчас мать и сын Щербацевичи, — "главные деятели подпольной группы".
26 октября 1941 года гитлеровцы повесили Володю и его маму.
Полная покорность или смерть – вот девиз фашистского оккупационного режима. Впрочем, у евреев и такого выбора не будет: полная покорность всё равно влечёт за собой смерть.
Культработница 3-й Минской горбольницы Ольга Щербацевич пошла наперекор новому распорядку. Что двигало этой женщиной, у которой в 1937 г. репрессировали мужа?
Понимала ли она, что подвергает смертельному риску себя, своего несовершеннолетнего сына, своих братьев Петра и Ивана, семью своей младшей сестры Надежды Янушкевич, своих соседей по дому № 47 на улице Коммунистической?
Но была и другая женщина- врач, отдавшая на расстрел семилетнего Володю Шабунина, выжившего несколькими днями ранее во время расстрела на Михизеевой Поляне. Тогда от рук палачей погибли его мама и четверо братьев. Володя был ранен в колено, но остался жив. Он добрался до своих родственников, которые были вынуждены обратиться к врачу и доставить его в районную больницу. А потом врач, женщина - мать отдала семилетнего мальчишку на расстрел !
Страшно читать эти строки.
Но, ещё страшнее знать, что где-то в этом большом мире потомки этого врача рассказывают внукам, правнукам о жестоком ГУЛАГе, который пришлось пройти их бабушке, о ее страданиях в сталинских лагерях.
А правнуки пишут посты в Инстаграмме , о том как прабабушка с детьми голодала в годы оккупации, чудом выжила и сохранила детей.
"А в 1943 году была арестована по доносу односельчан и осуждена, как враг народа по 58 статье "
Требуют реабилитации и пишут о жёсткой, несправедливой фильтрации и ужасах сталинских лагерей
правнуки бывших полицаев. Их прадеды , ради спасения от голода и смерти своих детей, всего лишь стояли в оцеплении и в оцепенении от дерзости маленького Муси Пинкензона, игравшего под дулом автоматов "Интернационал".
Их прадеды всего лишь охраняли место расстрела жителей Михизеевой поляны. Не их прадеды были виновниками расстрела 20 мужчин, 72 женщины, 115 детей ( из них 13 младенцев до года, были убиты извергами головками о деревья, 19 детей до трех лет, 24 - до пяти, 27 - до десяти, 33 подростка). Всё тогдашнее население Михизеевой Поляны - были расстреляны эсэсовцами из-за раненого партизана и Андрея Егоровича Москаленко, прятавшего его у себя в хате. Кто виноват? Москаленко! Зачем прятал, зачем кормил, зачем спасал?
Страшно слышать такое, очень страшно...
Никогда не узнают дети и внуки этих правнуков о таком "бессмысленном" с их точки зрения ПОДВИГЕ мамы Володи Шабунина, спасавшей от расстрела раненных, ни о трагедии Михизеевой поляны, ни о расстреле Муси Пинкензона, потому что нет места этим событиям в их родословных книгах.
Это где-то там за гранью...
За гранью жизни и смерти, страха и бесстрашия, добра и зла...
И зло уже не зло, и добро - не добро. Добрыня - то оказывается подлец, возжелавший славы и бессмертия, а Баба Яга и Кощей Бессмертный - положительные герои.
Казалось бы убеждают нас в отсутствии добра, в бессмысленности жертв, ан нет - прорывается сквозь скорлупу материального бессмертия, истинное Бессмертие для которого надо пожертвовать собой и своей жизнью.
Пост был навеян новогодним просмотром фильма "Последний богатырь" и жаркими дискуссиями на просторах интернета о возможности и необходимости примерения. В запале дискуссий сторонники прощения и примерения доходят до оскорблений и обвинений тех, кто не сможет ответить, тех кто искренне любил свою Советскую Родину и отдал за нее жизнь.
А Борис Рудзянко был расстрелян " кровавым сталинским режимом" в 1951 году.
О Минском подполье Новиков И.Г была написана книга
. "Руины стреляют в упор"
По книге В. Четвериковым снят шестисерийный сериал «Руины стреляют» (1970-1972)
Уже в новой России снят фильм о другом "герое" тех событий
Без срока давности. Дело лейтенанта Рудзянко (Россия) 2012 год
Можно понять страх, слабость, можно принять, можно пожалеть, но можно ли простить?