Найти тему

Одиозный кинематограф викторианской эпохи

Несмотря на всю свою стабильность и очевидный экономический расцвет викторианская эпоха стала колыбелью множества революций - этических и эстетических. Благотворные экономические условия с успехом способствовали рефлексии общества на самые разные темы от социального неравенства до общественной морали.

Ученики элитных школ и простолюдины. Кадр из фильма.
Ученики элитных школ и простолюдины. Кадр из фильма.

Так, прерафаэлиты пытались сотворить революцию в изобразительном искусстве. И в в это же время зародились и "пошли в народ" конкуренты живописи: фотография и кинематограф. И если с ролью и местом фотографии викторианцы определились достаточно быстро, то кинематограф долго искал свое место в жизни и этот поиск порой принимал весьма одиозные формы.

Одним из первых фильмов, снятых в Великобритании, считается "Викторианская дама в своем будуаре" (1896), который многие определяют как старейший эротический фильм Британии. Фильм повествует о том как в своем будуаре, предположительно свободном от посторонних глаз, женщина раздевается до нижней юбки, прежде чем сесть и почитать книгу.

Но, несмотря на то, что элемент раздевания в фильме и правда присутствует, ото отнюдь не эротика - это триллер т. к. основная его задача - пощекотать нервы пуританской публики. На взгляд сегодняшнего зрителя фильм выглядит более чем невинно, но для викторианской Англии его действие можно сравнить с тем эффектом, которое произвело "Прибытие поезда" из ленты братьев Люмьер на неискушенных зрителей американской глубинке в советском фильме "Человек с бульвара Капуцинов".

Показ "Дамы..." был ограничен концертами для джентльменов и курительными комнатами, но и там он производил неизгладимое впечатление. Это было связано во-первых с двусмысленностью повествования - дама в фильме раздевалась находясь одна в своем будуаре, но "по-факту" процесс был прилюдным. А во-вторых дама в фильме не просто раздевалась - она обнажала ноги. Викторианская мораль считала женские ноги настолько предосудительными, что их даже не рекомендовалось называть по имени - вежливые люди именовали эту часть женского тела не иначе как "конечности" или "постамент".

Самый шокирующий кадр из фильма " Викторианская дама в своем будуаре"
Самый шокирующий кадр из фильма " Викторианская дама в своем будуаре"

Проторяя себе дорогу в умы и сердца ранний кинематограф, как и живопись той поры, во многом стремился шокировать публику, но не только. Подобно непослушным детям, которые пробуют родителей на прочность проверяя границы дозволенного, искусство викторианской эпохи оставаясь все еще достаточно консервативным готовило почву для последующих перемен.