Найти тему
MiniArt

Стаффаж, или как мелкие детали становятся значимыми на полотнах художников

Искусство не знает мелочей. Часто именно они, мелкие второстепенные детали, задают особое настроение картине. На многих ландшафтах, городских и деревенских пейзажах кисти старых мастеров можно найти фигуры людей, занимающиеся обычными делами.

В своей знаменитой "Книге о художниках" (1604 г.) фламандский биограф и художник Карел ван Мандер назвал эти второстепенные элементы картины "маленькими историями". В XVlll веке небольшие фигуры людей, животных, птиц и цветов, используемые в пейзажной живописи и имеющие второстепенное значение для сюжета картины, получили название "стаффаж" (от немецкого "украшать"). Как актеры массовки в пьесе, эти фигуры оживляли пейзажи, создавая драматическое или романтическое повествование.

Давайте рассмотрим несколько картин.

Вот венецианцы прогуливаются по площади на полотне "Пьяцетта, вид в сторону площади Сан-Марко". Конечно, главной героиней этого пейзажа является прекрасная архитектура Венеции, но художник не просто пишет городской пейзаж, он дополняет его фигурами, представляющими разные слои общества XVlll века: от модных торговцев до нищих. Такое воспроизведение реальной жизни даёт нам представление не только о современной моде, но и о времени года: в то время как ясное солнце заливает Пьяццетту, люди кутаются в накидки и шляпы, наводя на мысль о прохладном весеннем дне.

Джованни Антонио Каналь (Каналетто), "ВЕНЕЦИЯ, ВИД НА ПЛОЩАДЬ ПЬЯЦЕТТА С ВИДОМ НА СЕВЕР В СТОРОНУ ПЛОЩАДИ САН-МАРКО", начало 1730-х годов. Частная коллекция. http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2012/so-baroni-n08857/lot.29.html
Джованни Антонио Каналь (Каналетто), "ВЕНЕЦИЯ, ВИД НА ПЛОЩАДЬ ПЬЯЦЕТТА С ВИДОМ НА СЕВЕР В СТОРОНУ ПЛОЩАДИ САН-МАРКО", начало 1730-х годов. Частная коллекция. http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2012/so-baroni-n08857/lot.29.html

На картине художника Гаспара Дюге путешественники отдыхают на каменистой дорожке у ручья. Гаспар Дюге, представитель классического стиля XVll века, использовал стаффаж, чтобы подчеркнуть сложность изображённого пейзажа.

Гаспар Дюге
Гаспар Дюге

Художники-пейзажисты во Фландрии и Голландии XVll века часто нанимали других художников для изображения стаффажа на своих картинах, поскольку такое сотрудничество, с одной стороны, компенсировало возможные недостатки в их технике, а с другой, увеличивало рыночную стоимость картин за счет привлечения художника с желаемым и узнаваемый стилем.

Согласитесь, зная эти подробности, совсем иначе смотришь на картины старых мастеров!

Подписывайтесь на наш канал и помните: искусство становится вашим, когда вы смотрите на него!