Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Кровавый январь в Ленинграде (военно-судебный архив).

Изучая историю советского подплава, обратил внимание на ряд трагических дат в январе 1938 года.

Известно, что «Кровавое воскресенье» – это разгон 9 января 1905 года массового шествия к Зимнему дворцу петербургских рабочих во главе со священником Гапоном. По официальным данным, приведенным в докладе директора Департамента полиции, в этот день было убито 130 человек и 299 ранено[1].

В 1938 году в Ленинграде кровавым оказался весь январь, о чем знают немногие. Только 18 января по решению Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР были расстреляны 1267 человек, в том числе 97 женщин. Все – безвинные жертвы, приговоренные комиссией НКВД и Прокурора СССР. В состав этого органа внесудебной репрессии, именуемого также «двойкой» (большой, высшей или верховной двойкой), входили нарком внутренних дел и прокурор СССР (или их заместители). Они утверждали расстрельные протоколы-списки. В них указывались: фамилия, имя и отчество, год и место рождения, гражданство и мера наказания – расстрел (в абсолютном большинстве случаев).

Всего насчитывается свыше сотни таких протоколов. В январе 1938 года "высшей двойкой" были утверждены списки: 10 января – на 1667 человек, 14 января – на 1569 человек, 15 января – на 1884 человека, 16 января – на 1286 человек, 21 января — на 2164 человека[2].

Только по материалам Управления НКВД по Краснодарскому краю, составленным в отношении «лиц, обвиняемых в шпионской, диверсионной, повстанческой и националистической деятельности… в порядке директивы НКВД № 50215 от 11 декабря 1937 г.» в январе 1938 года было утверждено 8 протоколов-списков на 1472 человека (в основном – греков)[3].

-2

Решения «двойки» приводились в исполнение через несколько дней после подписания протоколов. Они высылались секретной почтой на места с предписанием: «Немедленно приведите в исполнение приговора в отношении ...человек, приговоренных к расстрелу. Дела на них со справками об исполнении приговоров вышлите в Москву»[4].

Среди расстрелянных 18 января 1938 года по решению Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР в Ленинграде, из числа лиц, которые проходили по списку шпионов – членов Российского общевоинского союза (список № 3) были морские офицеры-подводники, капитаны 2-го ранга:

начальник штаба 1-й бригады подводных лодок Балтийского флота Владимир Петрович Рахмин;

командир 3-го дивизиона той же бригады Павел Александрович Штейнгаузен;

командир подлодки «Искра» 11-го дивизиона той же бригады Владимир Николаевич Симановский.

преподаватель Военно-морского училища им. Фрунзе Николай Александрович Коль, командовавший после революции подлодкой «Тур» и дивизионом ПЛ.

-3

Этот печальный список можно продолжать и далее – 25 января был расстрелян (на основании протокола «высшей двойки» от 17 января) командир 23-го дивизиона 3-й бригады капитан 3-го ранга Николай Сергеевич Подгородецкий…

Все расстрелянные во второй половине января 1938 года в Ленинграде включены в восьмой том «Ленинградского мартиролога»[5].

Расстреливали в основном в Левашово. Ныне там мемориальное кладбище.

Вечная память.

Памятник на мемориальном кладбище в Левашово участникам Первой мировой войны - жертвам красного террора.
Памятник на мемориальном кладбище в Левашово участникам Первой мировой войны - жертвам красного террора.

[1] По другим завышенным данным, которые приводились иностранными агентствами, количество жертв превысило тысячу человек.

[2] О. Мозохин. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности. Кучково поле, 2011.

[3]Протоколы опубликованы на сайте «Греческий мартиролог» (http://www.greek-martirolog.ru/f_protocols/f_protocol_004.php).

[4] Там же.

[5] Ленинградский мартиролог 1937 - 1938. Т.8 СПб. РНБ, 2008.