Юный участник обороны Ленинграда пытается доказать: ленинградской блокады не было, и никто ее не снимал
Я уже устал поправлять, спорить, доказывать – устно, письменно, печатно: нельзя говорить о снятии блокады! Меня не понимали: так с высокой трибуны говорит сама Валентина Ивановна Матвиенко (в бытность ее губернатором Петербурга), так пишут ваши коллеги в СМИ, так пишется на рекламных щитах, ныне именуемых билбордами и т.д. Так, наконец, говорят сами блокадники. Все это так. Но! В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда, а год спустя полностью освободила город от вражеской блокады. О каком снятии может идти речь?!
Буквально на днях в одном уважаемом информационном агентстве состоялась пресс-конференция, посвященная событиям очередной блокадной годовщины. Рядом со мной оказался немолодой мужчина со скромным значком на лацкане пиджака медаль «За оборону Ленинграда».
Когда перешли к вопросам, мужчина привстал, поднял руку.
- У вас вопрос? – уточнила ведущая пресс-конференцию (по- нынешнему – модератор).
- Нет. Хочу выступить с информацией.
- Извините, но у нас пресс-конференция, журналисты задают вопросы…
Мужчина опустился в офисное кресло.
Мы познакомились. Мой сосед, Владислав Григорьев, оказался членом Региональной общественной организации «Юные участники обороны Ленинграда», главным редактором газеты «Вестник ветеранов Санкт-Петербурга» - до ее закрытия, автором книги «270 дней и ночей. Ленинград. Блокада. 1941-1942 гг», удостоенной литературной премии имени Маршала Советского Союза Леонида Говорова. Ему почти девяносто. По словам Владислава Григорьевича, он уже несколько лет «пытается исправить грубейшие ошибки в использовании русского языка при изложении событий, связанных с обороной моего родного города-героя Ленинграда».
- Журналисты, газетчики, телевизионщики, радио, писатели, руководители и сотрудники городских органов власти уже несколько десятков лет в печати и в своих выступлениях используют ошибочные и не очень грамотные, с точки зрения русского языка, слова и выражения, например: «Ленинградская блокада». Сразу возникает вопрос, а что это такое? Да вот, собственно, читайте, – Владислав Григорьевич протянул мне отпечатанное на компьютере, собственноручно им под подписанное письмо.
Первый абзац письма и был им озвучен.
Привожу текст письма со значительными сокращениями.
«Ленинградской блокады» никогда не было! Была блокада Ленинграда германскими войсками, или «германская блокада Ленинграда», или «немецкая блокада Ленинграда» (возможны варианты: «немецко-фашистская, немецко-финская»…).
…«Блокадник» - это кто такой? Участник блокады города? К сожалению малограмотные и многие другие люди так называют жителей блокированного города. Только так нужно говорить и писать. Длинно, но грамотно и правильно. Сравните: «десантник», «пожарник», «колхозник» - это, соответственно, «участник десанта», «член пожарной команды», «работник колхоза».
В Санкт-Петербурге есть общественная организация «Жители блокадного Ленинграда». Блокадный Ленинград… Это что, значит? Для сравнения: советский город, городской транспорт. Ленинград был в блокаде! Т.е. город был окружён и мужественнно защищался. Нужно писать: «Жители БЛОКИРОВАННОГО Ленинграда»! Ведь Ленинград не принадлежал блокаде, а находился, был в блокаде. Сравните: шкаф принадлежит дому, транспорт принадлежит городу.
Нужно правильно говорить и писать: «пережил блокаду Ленинграда», а не «пережил ленинградскую блокаду».
И ещё одна, грубейшая ошибка: когда-то было принято решение о праздновании дня «СНЯТИЯ» блокады! Кто же додумался до такой нелепицы? Ведь «снять» блокаду может только тот, кто эту блокаду организовал и, не добившись успеха, собрал пожитки и оружие, снял блокаду и ушёл. Блокада Ленинграда силами войск Ленинградского и Волховского фронтов в упорных и кровопролитных боях и мужеством ленинградцев была ЛИКВИДИРОВАНА!
Надеюсь, смысл изложенного дойдёт до всех, кто прочитает это послание, и перечисленные ошибки впредь не будут появляться в печати и устной речи. Не будут звучать с экранов телевизора и по радио…»
О том, что Владиславу Григорьевичу на пресс-конференци не было предоставлено слово, я, лично я, пожалел буквально на следующий день. Коллеги в своих публикациях вновь и вновь бездумно и упорно твердили о снятии блокады Ленинграда.
Впору было бы обратиться за разъяснением и помощью к Людмиле Вербицкой. Она, символ правильности речи и языковой культуры, могла бы дать разъяснения всем нам на плакатах в вагонах метро, призывавших: «Давайте говорить как петербуржцы», да Людмила Алексеевна умерла в ноябре прошлого года, и замены ей на столь высоком уровне не предвидится…
Автор текста – Владимир Желтов
Автор Информационного письма – Владислав Григорьев