Найти тему
KAMAZ-online

Спецавтобус для ТВ СССР — КАМАЗ-Ajokki Магнолия-83А

Спецтехникой КАМАЗ никого не удивишь, но эта машина, выпускаемая с 1985 по 1992 год, была уникальной. Более того — каждый из двух сотен автобусов «Магнолия-83А» был уникальным в своём роде, потому что производился под конкретные нужды определённой редакции телевещания СССР.

-2

Это в наш век минимизации и цифровой техники телекамеры весят немного, и передвижные телестудии вполне могут поместиться в каких-нибудь микроавтобусах, а то и просто легковых автомобилях. Но в советское время качественная телеаппаратура была громоздкой и для обеспечения достойного уровня мобильного вещания центральных или региональных телеканалов нужен был серьёзный транспорт, чтобы всё это перевозить. А учитывая, что съёмочная группа обычно состоит из нескольких человек, да плюс к этому ещё набор звуковой аппаратуры — в общем, по вместимости требовался как минимум автобус.

-3

В начале 1960-х был запущен проект по созданию специального автобуса для передвижных телевизионных студий. Автобус так автобус, кто монополист производства этой техники в СССР? Правильно — ЛиАЗ! Значит, самым логичным было взять за основу продукцию этого завода.

-4

Да вот беда, первый спецтранспорт для телевизионщиков, созданный на основе ЛиАЗ-5932, который получил мудрёное название «ПТС-ЦТ Магнолия», оказался недостаточно мощным и грузоподъёмным для перевозки необходимого оборудования. Здесь нужна была база серьёзного грузовика, а не пассажирского автобуса. И вот в конце 1970-х появился такой автомобиль — трёхосный седельный тягач КАМАЗ-53213, шасси которого зарекомендовало себя как универсальная и надёжная база для самой различной техники — от молоко- и прочих возов, до пожарной техники, строительных кранов и прочих агрегатов. Его и выбрали для новой модификации мобильных телестудий.

-5

В итоге «Магнолия-83А» стала детищем трёх компаний: «КАМАЗа» (СССР, Татария), «Айокки»/Ajokki (Финляндия), «Телетехника» (СССР, Литва). Автогигант поставлял шасси, финские специалисты ставили на него фургон, а в Литве эти фургоны оборудовали по последнему слову тогдашней телевизионной техники. Понятно, что на капоте машины лишь два логотипа, КАМАЗ и Ajokki, надпись «Телетехника» красовалась внутри.

-6

По информации некоторых источников было выпущено около 200 таких спецавтобусов. Интересно, что не было в точности одинаковых машин. Каждая из них создавалась для конкретной студии советского ТВ с учётом пожеланий конечного заказчика. Ими были оснащены практически все регионы СССР — от азиатских и кавказских республик до дальневосточных районов и Сибири. Понятно, что и оборудовать машины для столь различных климатических условий нужно было по-разному. Что оставалось неизменным везде — это шасси КАМАЗ и кузов, внутреннее же убранство спецавтобуса могло меняться.

-7

Общий концепт внутреннего устройства машины заключался в следующем: условно пространство делилось на 4 блока — водительская кабина, видеостудия, студия записи звука и техотсек, где хранилась различная аппаратура. Это телекамеры, микшерные пульты, передатчики для прямой трансляции и прочее.

Страница из рекламного буклета спецавтобуса
Страница из рекламного буклета спецавтобуса
Страница из рекламного буклета спецавтобуса
Страница из рекламного буклета спецавтобуса
Страница из рекламного буклета спецавтобуса
Страница из рекламного буклета спецавтобуса

Кузов автобуса был тщательно изолирован от шума, а при необходимости и от холода. Все стёкла, кроме лобовых — двойные стеклопакеты. Для предохранения техники от перегрева внутрь устанавливалась серьёзная система кондиционирования. Прочная крыша спроектирована с учётом того, что её можно использовать как съёмочную площадку. Для этого применялось специальное нескользкое покрытие и складные ограждения. А чтобы при съёмке исключить вибрацию были предусмотрены специальные опоры — гидравлические аутригеры, по две спереди и сзади, наподобие тех, что устанавливаются на экскаваторную технику.

-11

Вот такая телевизионная спецтехника на шасси КАМАЗ была в СССР. И сейчас можно встретить эти автобусы, которые отслужив на телевидении, используются уже иначе. Ходят слухи, что в одном из них оборудовали передвижной бар, который колесит по странам Восточной Европы. Если кто его видел — напишите об этом, а ещё лучше пришлите снимок.

Понравился пост — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал