Не будем говорить об удобствах и преимуществах чтения книг на электронных гаджетах. Понятно, что цифровой мир захватывает почти все сферы жизни, а чтение литературы на планшетах и прочих устройствах экономит и бюджет, и место в сумке. Однако бумажные книги до сих пор популярны. Во-первых, тактильные ощущения, шелест страниц и т. д. Во-вторых, эмоциональная привязка - красивые обложки, иллюстрации, формат. В-третьих, запах типографской бумаги. Бумажная книга - совсем иная атмосфера. Это можно сравнить, например, с просмотром концерта по телевизору (на планшете) или же непосредственно в зале. На билетах сэкономили, музыканты те же, а вот эмоции совершенно разные.
У многих дома есть свои библиотеки. Кто-то собирает редкие старые книги, которые стоят немалых денег на аукционах . В истории есть примеры собирателей обложек. Личная коллекция литературного критика, поэта, библиографа Эриха Федоровича Голлербаха насчитывала более 880 книжных обложек. Они были совершенно разные, включали работы художников начала XX века. Как ему удалось собрать их в таком количестве? Работая в Госиздате, он предложил руководству увеличить количество обложек, его услышали и стали выпускать их сверх тиража. Доступ к запасному фонду получили заинтересованные лица, включая Голлербаха. Ниже - одна из обложек его коллекции.
Книги встречают по обложкам.
Обложка книге голова.
Книги, которые создавались в более ранние века, поражали красотой своих обложек, скрупулёзной проработкой деталей, особым подходом мастеров к своей работе. Они представляли собой настоящие произведения искусства. Так, в 17-18 века аристократы Германии, Голландии, Швейцарии очень любили миниатюрные книжечки- молитвенники, обложки которых были выполнены из филигранного серебра, с позолотой и гравировкой. На них, как правило, указывали дату создания и имена владельцев. Такие обложки были насыщены смыслами, символами, рассматривать и изучать их можно часами.
А в Англии 15-18 века было распространено такое модное увлечение, как вышивка книжных обложек. Это могли быть цветочные орнаменты или, например, какие-то сюжеты, персонажи.
В Европе в середине 19 века обложки дополняли художественными миниатюрами, похожими на броши, а также украшали перламутром специальные альбомы, в которых хранились, например стихи.
Но не только изящные обложки создавали книжных дел мастера в 17-19 века. Довольно распространенным явлением был так называемый антроподермический переплёт. Другими словами обложка из кожи человека. Сегодня подобная техника не применяется. Среди сохранившихся до наших дней обложек из человеческой кожи есть, например, трактат по законодательству Испании, который хранится в Юридической школе Гарварда. А в некоторых первых копиях книги Дейла Карнеги «Неизвестный Линкольн» были обнаружены фрагменты кожи африканца (вставки в переплеты). Но надо заметить, что по большей части, такие обложки в то время встречались в основном в книгах по анатомии.
И напоследок небольшая подборка старых книг с уникальными обложками.