Доказано, что люди с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, нежели на слух. Под визуальной поддержкой понимают карточки с картинками, которые помогают людям с РАС (расстройством аутистического спектра) лучше ориентироваться, адаптироваться, спокойнее, комфортнее и увереннее себя чувствовать. Да, аутизм сопровождается чувством сильной тревоги, люди с РАС, не зная, что их ждет в следующую минуту, испытывают сильный дискомфорт. Эта тема подробно описана на просторах интеренета, я расскажу про нее на просторах наших однушки и садика.
Помимо посещения сада Захар занимается в социальной группе с детьми с РАС, периодчески ходит на тестирование VB-MAPP, выявляющее навыки и дефициты в развитии ребенка. Это работа наших волонтеров, одна из которых меня порадовала в прошлую субботу, когда, тестируя сына, сказала, что у него высокофункциональный аутизм. По-русски, это означает, что ребенок не в самом центре спектра, обладает большим количеством навыков, и, возможно, сможет достичь в развитии чего-то большего, и с поддержкой тьютора (наставника-сопровождающего) школьную программу потянет, но для этого нужно работать уже здесь и сейчас.
Дома занимаемся от часа до полутора. Зная, что Захар не очень-то дружит с какими-либо активностями в саду, я накупила прописей и рабочих тетрадей домой. Но я прекрасно понимаю, что дома атмосфера другая, обстановка родная и люди свои. Но даже в привычных условиях занимаемся мы по системе отсроченного поощрения, проще говоря, по жетонам. Жестяная банка, на крышке маркером 9 кружков, на которые, по мере выполнения заданий ребенком, я прилепляю маленькие магниты. Набираем 9 штук, ребенок получает поощрение. Для ребенка с РАС жетоны - это определенный таймер, что ли, собрал 3 жетона из 9, ага, увидел, сколько осталось до конца занятия.
Откровенно скажу, ввела жетоны не сразу, тоже думала, что Захар научится сидеть за столом нормально и будет спокойно заниматься, он же все понимает. Ан-нет. Недавно пробовала работать с ним, не прибегая к помощи жетонов, удрать пытался, ругался и никак нормально сидеть не хотел. Увидел банку с жетонами, смирился. Не скажу, конечно, что буквы-цифры по жетонам сына прямо радуют и он с удовольствием и идеально сидит над заданиями, но результат все-таки есть. В качестве поощрения за проделанную работу сын редко просит конфеты или что-то пищевое в принципе. Обычно - это коробка, которую я выдаю на руки детям только после занятий и убираю ее, когда наиграются, обратно под свой контроль. На самом деле это контейнер за 200 р. из Фикс-Прайса с мелкими мячиками-светяшками, игрушками с диодами внутри, есть один кактус с пропеллером сверху и все в таком духе. Сколько жетонов дать за то или иное задание, я регулирую исходя из сложности выполненного, настроения ребенка и времени нашего занятия. Но даже если Захар очень не в духе, 3 небольших задания он сделает, за каждое получит по 3 жетона, а в конце - свою любимую коробку. Иногда сыну достаточно увидеть, что жетоны собраны, и занятие окончено, он уходит в комнату играть, ничего не требуя. Вообще, со временем от жетонов отходят, но я, во всяком случае пока, об этом даже не мечтаю. Мы "сидим" на жетонах 3 месяца (даже не верится, я думала, намного дольше).
Логопед в садике, кивая головой и улыбаясь, взяла набор жетонов, но заниматься с их помощью так и не стала. Зря, конечно, - Захар мог бы дольше и в садике заниматься, а не удирать с визгами из кабинета под объяснения логопеда, что ребенок, все, устал. А Захарке того и надо, он получил желаемое, поведение закрепилось, в следующий раз сын поступит точно так же.
Про визуальное расписание (план дня или более короткого временного отрезка с картинками и надписями) скажу так: у нас оно есть, иногда пользуемся. К планшетке на липучках приклеиваются карточки-картинки с определенными действиями, например, умываться-кушать-гулять. Таким образом, у ребенка появляется уверенность в следующем шаге. Мы начинали внедрять расписание активно, но в домашней обстановке мне словесно сына удается направить быстрее, чем подводя к расписанию и показывая картинку. В садике оно тоже лежит мертвым грузом вместе с пузатым конвертом с карточками. Одновременно с этим большинство моих новых знакомых активно пользуются такой визуальной поддержкой. Может, я что-то не так делаю, может, у сына неплохое понимание речи, что обнуляет надобность расписания. Не исключаю тот факт, что могу вернуться к использованию расписания в будущем. Меня в основном выручает многократное повторение запланированных действий, например, завтра мы пойдем туда-то и сделаем то-то, и так раз 15 на дню. Ребенок запоминает, назавтра в нужном месте ведет себя хорошо (так мы делали ЭКГ и сдавали кровь из пальца).
Отойду от темы и скажу спасибо тем, кто подписывается и дочитывает, и лайки ставит, для меня это на самом деле важно и ценно, появляется уверенность, что пишу не впустую, что кому-то эта тема интересна,и что, встретив однажды человека с РАС, Вы, по крайней мере, не засмеете его, а будете более или менее готовы к общению с ним.