Из воспоминаний А. И. Микояна «Так было»:
В беседах с Дзержинским я говорил ему, что причиной напряженного положения в Чечне является отсутствие там настоящей советской работы. Горская республика с этим не справляется. Необходимо создать Чеченскую национальную автономию во главе с самими чеченцами, и тогда обстановка в Чечне несколько разрядится. Дзержинский поддержал нас. Будучи в Москве, я посоветовался со Сталиным. Он отнесся к идее одобрительно, предупредил о необходимости проявить осторожность и выяснить подлинное настроение населения.
Из воспоминаний маршала С. М. Будённого «Пройденный путь»:
В январе 1923 года Анастас Иванович Микоян пригласил к себе Ворошилова и меня.
— Подписан декрет ВЦИК, — сказал он, когда мы вошли в его кабинет. Чечня объявляется автономной советской областью. Надо сообщить об этом чеченцам. Создана делегация. В неё входите вы оба, Левандовский и ещё ряд товарищей. Возглавляю делегацию я. Завтра выезжаем в Грозный. Проведём митинг, созовём съезд, выберем ревком.
— Придётся быть в аулах? — поинтересовался я.
— Конечно, — кивнул Микоян.
— Какие будут указания насчёт охраны? В Чечню ехать небезопасно. Кое-где ещё действуют бандиты, особенно в горах.
Микоян пожал плечами.
— Охраны никакой брать нельзя. Что подумает о нас народ? Скажут: боятся большевики.
Из воспоминаний Леонида Романовичева «О дедушке Стаса Намина»:
Когда в 1944 году был поднят вопрос о депортации чеченцев и ингушей, Микоян осторожно возразил Сталину, что такие действия, мол, повредят международному авторитету СССР. Примерно с тех пор звезда Микояна эпохи сталинщины начала потихоньку угасать.
После смерти Сталина и расстрела Берии у депортированных народов появилась надежда на реабилитацию и возвращение на родину. Известные представители репрессированных народов (писатели, учёные, руководящие работники, отставные офицеры) и простые граждане стали настойчиво обращаться во властные органы со своими просьбами, главной из которых была безотлагательно вернуть депортированные народы и снять с них обвинения в коллаборационизме.
Одной из причин длительности процесса возвращения чеченцев и ингушей на Родину было то, что твёрдого решения об этом не было вплоть до 1956 года. Регулярные заседания Президиума ЦК КПСС, совещания с сотрудниками центральных органов, руководителями республик, краёв и областей, встречи с известными людьми на тему возвращения и реабилитацию депортированных народов начались после XX съезда КПСС.
Активность проявляли и представители репрессированных народов. В конце мая 1956 года по инициативе известного чеченского лингвиста Юнуса Дешериева и ингушского писателя Идриса Базоркина сформирована делегация чеченцев и ингушей.
12 июня 1956 года делегация была принята в Кремле членом Президиума ЦК КПСС, первым заместителем Совета Министров СССР А. И. Микояном. Встреча получилась продолжительной. Были обсуждены вопросы положения депортированных народов, необходимость их полной реабилитации и восстановления национальной автономии.
Из статьи Саида Эминова «Я поеду туда, где мой народ»:
В июне 1956 года группа из 14 чеченцев и ингушей была принята Анастасом Микояном. Одна из причин встречи именно с этим видным советским государственным и политическим деятелем состояла в том, что в 1920-е годы он являлся одним из руководителей Северного Кавказа, неоднократно бывал в вайнахских селениях.
Видимо это же было причиной назначения А. И. Микояна председателем комиссии по координации возвращения репрессированных народов. Перед «комиссией Микояна» стояла задача, решение которой требовало принятия целого ряда мер, в том числе о необходимости восстановления национальных автономий.
16 июля 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны»
4 ноября 1956 года Президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии депортированных народов. Исполнение этого решения было естественным образом поручено все той же «комиссии Микояна» и, совместно, с руководством Грозненской области и прилежащих территорий и представителями чеченского и ингушского народов.
9 января 1957 года указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР Чечено-Ингушская АССР была восстановлена.
Процесс возвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину координировал уже Организационный комитет Чечено-Ингушской АССР под председательством Муслима Гайрбекова.