Найти тему
Anastasia Epifantseva

Как написать НА МАКСИМУМ сочинение ЕГЭ по русскому? Советы от студента первого курса

Каждый одиннадцатиклассник, к сожалению или к счастью, обязан сдавать ЕГЭ по русскому языку. Задача (и без того непростая) дополнительно осложняется тем фактом, что критерии оценивания и сам формат сочинения изменились в прошлом году. Лично я попала на единый экзамен именно в тот год, когда эти преобразования вступили в силу, поэтому буду рада поделиться подсказочками, которые помогут вам максимально хорошо написать 27 задание.

К тому же, в конце этой статьи вы найдете мои небольшие лайфхаки и несколько примеров сочинений для ЕГЭ по русскому языку, каждое из которых было оценено на максимум баллов :)

Немного о моем состоянии, когда в сентября 11 класса нам сказали, что сочинение в ЕГЭ по русскому теперь совершенно другое👍
Немного о моем состоянии, когда в сентября 11 класса нам сказали, что сочинение в ЕГЭ по русскому теперь совершенно другое👍

Итак, что же изменилось?

Начнем с самого важного - структуры. Если раньше она была супер-стандартной, один в один похожей на итоговое сочинение, то сейчас она стала... Даже проще! Давайте разбираться.

1. Вступление (совершенно не обязательно и может представлять из себя только обозначение проблемы, то есть "сливаться" со следующим пунктом).

2. Проблема (может быть представлена в виде вопроса или в виде обычного предложения. Приведем примеры-клише ниже).

3. Первый комментарий (предложение из текста, доказывающее, что автор поднимает именно данную проблему, и Ваш комментарий к нему).

4. Связка между комментариями (может находиться после второго комментария и представлять собой мини-вывод из них ИЛИ являться переходом ко второму аргументу).

5. Второй комментарий (по аналогии с пунктом 3).

6. Мнение автора (суммирование и повторение его позиции другими словами).

7. Ваша позиция (согласны/не согласны с позицией автора. Спойлер: лучше соглашаться).

8. Обоснование Вашей позиции с помощью аргументов из жизни/литературы/истории (1-2 примера будет достаточно).

9. Заключение (одно, максимум два предложения, которые иными словами повторяют пункт 6)

Соответственно, вслед за структурой были несколько изменены критерии оценивания. Их можно посмотреть по ссылке (кликайте на надпись и внимательно читайте. Помните, что от них полностью зависит ваш балл за сочинение)

Таким образом, структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку стала даже проще, чем раньше. Теперь вам надо будет доказать, что текст о чем-то... примерами из него же👍 Даже девятый пункт считается необязательным для людей, не заинтересованных в максимальном балле, но раз уж мы с вами сегодня разбираем сочинение на максимум, то учтем и его.

Итого: 9 пунктов, 8 или 9 абзацев в зависимости от того, включаете вы вступление или нет. На экзамене в своем сочинении я его не писала, но получила максимум, поэтому решайте сами.

Какие клише использовать?

Всегда помните, что клише нужны для того, чтобы проверяющий сразу же увидел, что структура вашего сочинения верна. Дело в том, что с большой вероятностью ваша работа будет далеко не первой из всей огромной кучи сочинений. Это означает, что проверяющий будет уже уставшим и читать будет бегло. В этом случае именно клише будут вашим "козырем в рукаве", ведь при правильной структуре и наличии слов-маркеров в тексте человек может даже не увидеть огрехов в виде не очень сильных аргументов/ошибок в пунктуации или орфографии.

Перейдем к клише!

1. Вступление

Как мы уже говорили, есть несколько вариантов:

а) задать вопрос ("Что такое счастье? Над этим вопросом рассуждает  [ФИО автора] в данном тексте" или "Как война влияет на человека? Этим вопросом задается...")

б) описать в утвердительном предложении ("В приведенном отрывке [ФИО автора] размышляет над ролью любви в жизни человека")

в) использовать "подводку" и после описать проблему. Именно так вступление может быть интегрировано в описание проблемы ("В данном отрывке [ФИО автора] рассуждает над вечным для человека вопросом смысла жизни" или "В чем заключается смысл жизни? На этот вечный вопрос человек пытался ответить многие столетия, и именно над ним размышляет [ФИО автора] в данном тексте")

2. Комментарии к проблеме (и первый, и второй строятся по одинаковой структуре)

Начать стоит как раз с "выражений-маркеров", которые подскажут читателю, что вы начинаете приводить примеры из текста. Самое главное - выбрать такое предложение, которое будет четко подходить под поставленную вами проблему. Желательно, чтобы даже слова в цитате с проблемой перекликались. Однако вариантов написания комментария действительно много, поэтому вам стоит ориентироваться только на текст и ваши собственные ощущения.

Как начать?

а) "Рассуждая над проблемой, автор описывает случай из своей жизни..." или "Главный герой описывает ситуацию, в которой он оказался [указание места/времени/обстоятельств. Например: "когда он пришел в больницу"]" --> если в тексте описывается какое-то конкретное событие.

б) "Рассуждая над данным вопросом, автор задумывается над [перефраз проблемы. Например: "тем, как важно ценить жизнь в каждом ее мгновении"] --> если отрывок представляет собой рассуждение.

Чем продолжить?

Постарайтесь дополнить цитату вашими собственными размышлениями. Фактически, вам нужно перефразировать приведенную цитату (но так, чтобы это не было слишком очевидно😂) и дополнить этим ваш комментарий.

Для лучшего пояснения цитаты можете использовать такие высказывания, как "Я думаю, этим примером автор хотел показать...", "Поступок героя показывает, что…" или "Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…"

Как закончить?

Завершением комментария может являться как раз ваше дополнение к цитате, о котором я писала в предыдущем пункте. Главное, чтобы это предложение, во-первых, подтверждало цитату и проблему и, во-вторых, не предполагало дальнейшего описания, то есть как бы подытоживало ваш рассказ о том, что имел ввиду автор.

Приведем пример полного комментария:

"Автор рассказывает о героическом поступке своего сослуживца, рисковавшего жизнью ради починки провода. Путь лежал через открытую равнину, на которой его обязательно заметили бы противники и начали обстрел. Ужас, через который пришлось пройти герою, автор описывает в следующем предложении: «Горячие осколки мин противно взвизгивали над самой головой, едва не задевая взмокшие волосы, вылезшие из-под капюшона, и, шипя, плавили снег совсем рядом…» Храбрость солдата кажется невероятной, ведь единицы смогли бы найти в себе силы ползти дальше под свистом пролетающих мимо пуль и осколков".

Обратите внимание, что первое предложение в этом комментарии кратко описывает то, о чем говорится в отрывке. Не переусердствуйте в пересказе и ограничьтесь одним-двумя предложениями, ведь иначе вам могут снизить баллы!

3. Связка между комментариями

Есть два варианта расположения связки: между комментариями или после них. Рассмотрим оба варианта.

Между комментариями --> такой вариант подходит, если комментарии противоречат друг другу (например, в первом вы говорите о проблеме, а во втором приводите цитату, в которой упоминается то, как не надо поступать или отрицательный пример) или друг друга продолжают.

Примеры:

а) "Однако далее автор приводит совершенно противоположный пример/ рассуждает над совершенно противоположным явлением...[отсылка к проблеме. Например: "влияния войны на человека", "того, как сильно любовь может изменить человека"]"

б) "Продолжая рассуждение над данной проблемой, автор приводит еще один явный пример ... [отсылка к проблеме. Например: "влияния войны на человека", "того, как сильно любовь может изменить человека"]

Пример такой связки из сочинения: "Продолжая рассуждение над данным вопросом, автор отмечает, что доброта, проявленная Мареем, запомнилась ему на всю жизнь, и уже во взрослом возрасте помогла лучше понимать других людей."

Важно! Не начинайте описывать второй пример из текста в связке, а лишь обозначьте его суть. Вам нужно лишь указать на сходство/различие комментариев между собой!

После обоих комментариев --> самый удобный способ связать два комментария, так как вам нужно лишь написать мини-вывод, в котором подтверждается или сходство, или различие иллюстраций.

Примеры:

а) "Оба приведенных примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, что ..."

б) "Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…"

Пример такой связки из сочинения: "Оба приведенных примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, насколько храбрым и самоотверженным был поступок солдата, совершившего его несмотря на тяжелые ранения."

4. Мнение автора

Здесь вам нужно просто суммировать ваше понимание поднятой автором проблемы. Клише:

а) "Таким образом, автор старается донести до читателя мысль о том, что..."

б) "Так, автор утверждает, что..."

5. Ваша позиция

Здесь нужно просто выразить свое согласие или несогласие с мнением автора + упомянуть обоснование вашего мнения. Клише в данном пункте самые обыкновенные и универсальные для любой проблемы:

"Я согласен/не согласен с мнением автора, так как считаю, что... [Пример: "именно любовь может сподвигнуть человека на самые отчаянные поступки/изменить его мировоззрение"]

6. Аргументы в подтверждение вашей точки зрения

Необходимо привести 1-2 (а лучше 2-3) обоснования вашего мнения, которое вы уже выразили в предыдущем пункте. Разумеется, вы можете привести пример из жизни из разряда "Я перевел(а) бабушку через дорогу и осознал(а), что счастье заключается в помощи ближнему", но на максимальной балл такой аргумент не потянет. Самый лучший вариант - это художественная литература или, на крайний случай, исторические факты. Клише:

а) "В качестве аргумента я хотел(а) бы привести пример из произведения <...>, в котором <...>". Много букв здесь не нужно, достаточно лишь упомянуть, что поставленная проблема так действительно имела место быть.

Пример: "В качестве аргумента я хотела бы привести пример из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в котором жестокий бунтовщик Пугачев проявляет доброту к Петру Гриневу и сохраняет ему жизнь."

б) "(Еще одним) подтверждением моей точки зрения может быть поступок <...> в произведении <...> [далее описание поступка].

Пример: "(Еще одним) подтверждением моей точки зрения может быть поступок Наташи Ростовой в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир», отдавшей подводы для перевозки раненых вместо перевозки в них своих вещей."

7. Финальный вывод

Ура! Вы добрались по последней, зачастую самой сложной части сочинения. Здесь вам надо в одном-двух предложениях еще раз пересказать то, что было сказано выше уже сотню раз. Внимательно следите за тем, чтобы вы не тупо переписали предложение выше, а добавили в него что-то новое.

Подсказка: в финальном выводе вы должны прямым текстом ответить на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Пример: "Таким образом, добрым может быть человек любого статуса, образования и наружности, так как его внутренние качества определяются не внешними признаками, а поступками."

Подсказочки и лайфхаки!

Падсказачке!
Падсказачке!

1. Если перед вами стоит выбор: ставить проблему в виде вопроса или утверждения, то выбирайте вопрос. Да, его бывает сложнее сформулировать, но он поможет вам с написанием вывода!

2. Если вы не уверены, что в тексте говорится об авторе, то используйте слова "главный герой", "рассказчик" или их аналоги. Это поможет вам снизить риск занижения оценки, если отрывок приведен из произведения, в котором действующим лицом является не сам писатель.

3. Если текст располагает изобилием цитат, то вы можете вставлять в комментарий небольшие "вырезки". Помните, что нужно обязательно согласовывать эти самые вставочки с остальным предложением в падеже/роде/лице/времени и т.д. Это даст проверяющему иллюзию того, что вы разбираетесь в тексте и действительно все поняли (а может и не иллюзию, кто знает). Но не переборщите, иначе потеряете баллы на пересказе!

Пример (нужное подчеркнуто): "Автор рассказывает о случае, приключившемся с ним в детстве, вспоминает свой испуг от померещившегося ему крика «Волк бежит!» и реакцию крепостного Марея, улыбнувшегося «какой-то материнской и длинной улыбкой» и обещавшего проследить за тем, чтобы на пути назад мальчика не схватил зверь. Этот поступок запомнился Ф.М.Достоевскому, потому что такое теплое отношение внешне грубого человека было для него неожиданно. Однако, даже когда мальчик уже ушел, он все еще «чувствовал, что он [Марей] все точно так же ласково улыбается»".

4. Вызубрите наиболее понравившиеся клише (лучше те, в которых много слов). Это облегчит вам задачу на экзамене, потому что вы будете думать о содержании сочинения, а не о его оформлении. К тому же, так можно скомпенсировать недостаток слов или создать видимость того, что ваш аргумент полный и развернутый (особенно если на самом деле это не так).

5. Если текст богат средствами художественной выразительности, отметьте это в примере-иллюстрации, заострите на них внимание. Так вы сможете дать проверяющему понять, что вы знаток не только в написании сочинений, но еще и в анализе текста.

Пример: "...Обстановку около кабинетов К. Акулинин описывает с помощью многочисленных средств выразительности: эпитетов («чахлой лампочкой), фразеологизмов («вавилонское столпотворение») и олицетворения («лампочка…разбрызгивала пучки света»). Эти приемы в полной мере позволяют читателю понять, в какой ужасной обстановке находились больные. Именно поэтому рассказчик прибегнул к взятке, но отказался проходить без очереди после того, как встретился с мальчиком-инвалидом...."

6. В начале текста обязательно пишите ФИО автора полностью и без сокращений. В остальном тексте, если упоминаете фамилию, обязательно пишите инициалы! Это просто правила вежливости + без ФИО писателя (особенно в первых предложениях) сочинение может быть не засчитано, мол, оно было написано по другому тексту. В общем, сначала пишем имя полностью, а потом уже сокращенно.

Примерчики!

Прикрепляю несколько своих готовых сочинений и ссылки на исходные тексты, по которым работы и были написаны. Наслаждайтесь и удачи на экзамене!

Спойлер: на ЕГЭ не так страшно, как вам кажется. Просто усердно готовьтесь и все обязательно получится (как студент вам говорю)😉😉

Сочинение 1. Текст по ссылке (Ф.М. Достоевский, "Было мне тогда всего девять лет от роду...")

Какого человека можно назвать добрым? На этот вопросы пытается ответить Федор Михайлович Достоевский в приведенном отрывке.

Автор рассказывает о случае, приключившемся с ним в детстве, вспоминает свой испуг от померещившегося ему крика «Волк бежит!» и реакцию крепостного Марея, улыбнувшегося «какой-то материнской и длинной улыбкой» и обещавшего проследить за тем, чтобы на пути назад мальчика не схватил зверь. Этот поступок запомнился Ф.М.Достоевскому, потому что такое теплое отношение внешне грубого человека было для него неожиданно. Однако, даже когда мальчик уже ушел, он все еще «чувствовал, что он [Марей] все точно так же ласково улыбается».

Продолжая рассуждение над данным вопросом, автор отмечает, что доброта, проявленная Мареем, запомнилась ему на всю жизнь, и уже во взрослом возрасте помогла лучше понимать других людей.

Так, Ф.М.Достоевский пишет: «И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека». Этим он подчеркивает, что внешность не может являться показателем внутренних качеств и что эта самая «тонкая нежность» может таиться в душе любого: от образованного дворянина до «этих несчастных» каторжников.

Таким образом, автор пытается донести до читателя мысль о том, что добрым можно назвать человека любого возраста и внешности, готового с пониманием относиться к своему ближнему и помочь в трудной ситуации. Я согласна с данной точкой зрения, так как считаю, что для такого искреннего чувства не существует правил и ограничений и даже самый грубый внешне человек может оказаться нежным и понимающим внутри.

В качестве аргумента я хотела бы привести пример из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в котором жестокий бунтовщик Пугачев проявляет доброту к Петру Гриневу и сохраняет ему жизнь. Еще одним подтверждением моей точки зрения может быть поступок Наташи Ростовой в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир», отдавшей подводы для перевозки раненых вместо перевозки в них своих вещей.

Таким образом, добрым может быть человек любого статуса, образования и наружности, так как его внутренние качества определяются не внешними признаками, а поступками.

Сочинение 2. Текст по ссылке (К. Акулинин, "Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице...")

В данном тексте Константином Акулининым ставится всегда важная для человека проблема нравственного выбора.

Автор рассказывает о случае, приключившемся с ним однажды в больнице во время ожидания приема. Обстановку около кабинетов К. Акулинин описывает с помощью многочисленных средств выразительности: эпитетов («чахлой лампочкой), фразеологизмов («вавилонское столпотворение») и олицетворения («лампочка…разбрызгивала пучки света»). Эти приемы в полной мере позволяют читателю понять, в какой ужасной обстановке находились больные. Именно поэтому рассказчик прибегнул к взятке, но отказался проходить без очереди после того, как встретился с мальчиком-инвалидом. Автор пишет: «[Он] уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола». Эта картина помогла герою понять, что каждый из присутствующих заслуживал приема так же, как он, и заставила отказаться от прохождения без очереди.

Продолжая рассуждение над данной проблемой, К. Акулинин описывает, как рассказчик пропускает перед собой не только мальчика, но и всех следующих за ним пациентов.

«Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. Я, не шевелясь, стоял в стороне», - пишет он. Такой поступок действительно можно назвать нравственным выбором, ведь главный герой решает следовать порядку очереди, несмотря на заплаченные деньги и боль в руке.

Автор пытается донести важность нравственного выбора в жизни человека, рассказывает о том, как важно понимать, что интересы и проблемы всех людей равноценны и одинаково важны.

Нельзя не согласиться с данной точкой зрения, ведь каждый из нас сталкивался с поставленной автором проблемой в реальной жизни, задумывался над тем, как поступить в той или иной ситуации. Мне кажется, что проблема нравственного выбора вечна и будет волновать человечество на протяжении всего его существования.

В качестве аргумента могу привести пример из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна остается верна мужу после письма бывшего возлюбленного. Перед нравственным выбором оказывается и Наташа Ростова в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», когда решает, увезти свои вещи или отдать подводы для перевозки раненых солдат. Обе героини поступили согласно своим собственным моральным установкам и приняли, по моему мнению, правильное решение в нелегкой ситуации.

Таким образом, нравственный выбор позволяет лучше всего судить о внутренних качествах человека, ведь только по-настоящему добрые и мудрые люди смогут поставить чужие интересы выше своих, сохранить честность в самые трудные времена.

Сочинение 3. Текст по ссылке (Ю.В. Бондарев, "Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время...")

В данном тексте Юрием Васильевичем Бондаревым поднимается всегда важная для человека проблема влияния войны на человека.

Рассказчик вспоминает о том, как он прошёл войну, подчёркивает, что историкам и людям, не пережившим её, не понять всех лишений тех лет. Он пишет: «…они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа…». И правда, настолько страшные картины, наверное, никогда не сможет представить мозг человека, не сталкивавшегося с подобным ужасом.

Продолжая рассуждение над данным вопросом, Ю.В. Бондарев отмечает тяжесть военных лет для молодого поколения, чья юность была загублена жестокими жизненными обстоятельствами, в которых оказались совсем молодые парни и девушки. Это раскрыто в следующем предложении: «Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем», где фонари стояли «для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный»

Оба приведённых примерах доказывают, что война – это явление, разрушающее мирную жизнь всех заставших его поколений, губящее детство и юность миллионов молодых людей.

Автор пишет о том, что, несмотря на то, что воспоминания о тех страшных годах уже почти стерлись, он все ещё понимает, как важен спокойный мир, к которому они шли четыре года. Я согласна с данной точкой зрения, так как считаю, что война – это одна из самых ужасных вещей, которые могут случиться с человечеством, поэтому так важно ценить мир вокруг нас в его мирном состоянии.

В качестве аргумента я бы хотела привести пример из романа – эпопеи М.А.Шолохова ‘Тихий Дон, в котором семья Мелеховых разрушается из-за гражданской войны. Второй пример я бы хотела привести из произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие», где пять девушек отдают свои жизни ради блага Отечества и тем самым прерывают сразу несколько будущих родов.

Таким образом, война разрушает жизни и будущее нескольких поколений, пагубно влияет на всех, кто любым образом к ней причастен, поэтому сегодня так важно ценить и оберегать хрупкий мир «с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах».

Еще три сочинения сохранились только на фотках. Они написаны по текстам (нажмите на имя писателя, чтобы к ним перейти):

1) М.М. Пришвин ("В лесу группа берёзок чем-то вдруг остановила меня, как будто им надо было мне о чём-то сказать...")

-3

2) Л.Н. Толстой ("Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но...")

-4

3) Ф.М. Достоевский ("Но я другому отдана / И буду век ему верна (2) Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза.")

-5